это одна из десяти фортепианных пьес мусоргского, образующих цикл "картинки с выставки" (в музыке циклом называют ряд пьес, связанных между собой общим содержанием. часто встречаются циклы песен, хоров, инструментальных пьес, например, "времена года" чайковского. симфонии, сюиты, состоящие из нескольких частей, также относятся к циклическим произведениям). композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника в.а.гартмана. каждая из пьес служит иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. об этом говорят их программные названия: "гном", "старый замок", " не вылупившихся птенцов", "богатырские ворота" и т.д.
пьеса "избушка на курьих ножках" навеяна рисунком гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки бабы яги. фантазия композитора оказалась щедрой. в эскизе художника он увидел целую сценку в духе народных сказок, где есть и фантастический полет бабы-яги, и чудеса глухого таинственного леса.
в пьесе три части. первая и третья изображают полет бабы-яги, а средняя - картину дремучего сказочного леса. музыка начинается с сильных и резких звуков - это удары клюки бабы-яги. причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму.
впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается. полет бабы-яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. в ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. "пестом погоняет, метлой след заметает" - так говорится в народных сказках.
в вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.
но вот вихрь стихает. баба-яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. начинается средняя часть пьесы. характер музыки здесь совсем иной - глухой, таинственный, настороженный. более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло (тремоло - это быстрое многократное чередование двух звуков или созвучий). так и кажется, будто сейчас увидишь лесную "нечисть". вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина.
музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. это песни, танцы, хоры, а также инструментальные эпизоды. музыка усиливает воздействие спектакля на зрителя. она ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.
музыку к драматическим спектаклям писали многие великие композиторы - бетховен и мендельсон, бизе и григ, глинка и чайковский, прокофьев и хачатурян. порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. лучшие произведения театральной музыки вошли в сокровищницу классического искусства.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Послушайте реквием д. "сердце матери"и напишите его характеристики (минимум 6 слов
9-2=7 яблок во второй вазе
9+7=16 яблок в 1 и 2 вазах
16: 4=4 яблок в третьей вазе
9+7+4=20яблок в трех вазах
32-20=12 яблок в четвертой вазе
9+7+4+12=32 яблок было всего