выше мы видели, что женитьба героя когда-то составляла один из главнейших сюжетов эпоса. это заставляет нас поставить вопрос о былинах, в которых поется о сватовстве. число таких былин довольно значительно. ближайшее рассмотрение их покажет, что в них сталкиваются две идеологии: старая идеология распада родового строя, при котором сватовство героизировалось, и новая идеология, идеология государства, которая такую героизацию отвергает. в этом основной конфликт, пронизывающий все былины о сватовстве. подобно тому как государство не есть развитие родового строя, хотя оно и возникает на его почве, так и художественное творчество новой эпохи не есть продолжение творчества предыдущей эпохи, хотя оно в начале своего развития и связано с ним. оно представляет собой качественно новое образование. былины о сватовстве мы располагаем в условно-хронологическом порядке, начиная с тех, которые содержат наиболее древние элементы или прослойки. к таким относится былина о садко.правда, в той ее форме, в какой былина дошла до нас, сватовство — не главный ее мотив. что садко сватается к дочери морского царя в настоящее время не составляет основного содержания песни. но можно показать, что этот мотив составляет древнейший стержень песни, который позднее был видоизменен и оброс подробностями, почерпнутыми из жизни древнего новгорода, и это дает нам право отнести былину о садко к песням о сватовстве.былина о садко принадлежит к лучшим и интереснейшим в эпосе. в некоторых своих частях (встреча садко с морским царем) она весьма архаична, в других она отражает позднейшую реально- обстановку древнего новгорода.древнейший период у нас принято называть киевским периодом. не следует, однако, забывать, что, как говорит акад. греков, «киевское государство, или держава рюриковичей, образовалось из слияния двух восточно-славянских государств — собственно киевского и новгородского». из них новгородское должно быть признано более древним. таким образом, признание именно новгородской былины одной из древнейших в эпосе само по себе не противоречит данным. былина о садко не только «докиевская», но и «доновгородская». основные слагаемые этой былины древнее новгорода. но новгородская русь придала этим слагаемым такую форму и вложила в них такой смысл и такое содержание, что былина о садко в дошедшей до нас форме должна быть признана созданием уже новгорода.
гениальный пианист в своем исполнении будто брал аудиторию за руку и вел по волнам музыки туда, где рождается ее удивительное звучание. недаром, начиная с восьмидесятых годов, рихтер приказывал погружать зал в полную темноту, оставляя освещенными лишь ноты и рояль.
он считал, музыку надо видеть и чувствовать, а не смотреть на пианиста. также, в отличие от гульда, рихтер терпеть не мог студийные записи. любой его концерт был неповторим: под каждую аудиторию, будь то огромный концертный зал или небольшая «каморка» сцены в сельском клубе, он выбирал именно ту музыку и то исполнение, которое позволяло тронуть публику за живое, ощутить классику именно для себя.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вопросы: 1. сколько симфоний написал чайковский? какие еще симфонические произведения композитора ты знаешь? 2. какую роль играет программность в произведениях чайковского? как композитор еепонимал? 3. каково содержание симфонических сочиненийи композитора? 4. в каком году написана первая симфония? какова ее судьба? 5. перечисли названия и содержание частей симфонии.6. объясни, почему симфония получила название«зимние грезы».
1)фортепианный цикл «времена года», «детский альбом», ната-вальс, отдельные части первой, второй и третьей симфоний, части опер «воевода», «опричник».
топера «евгений онегин», четвёртая симфония, «лебединое озеро», первый концерт для фортепиано с оркестром, концерт для скрипки с оркестром.
свою четвёртую симфонию, написанную в сложном 1877 году, пётр ильич посвятил надежде филаретовне фон мекк «моему лучшему другу»,- написал он на титульном листе. в письме к надежде филаретовне он сформулировал основную идею этого произведения: «если ты в самом себе не находишь мотивов для радости, смотри на других людей. ступай в народ».
такую напряжённую исполнительскую деятельность чайковский сочетал с композиторской. в последние годы им созданы истинные шедевры. герои его последних произведений - это люди, тонко и глубоко думающие, чувствующие, но не находящие в жизни понимания. и потому рвущиеся к неведомому идеалу, но терпящие в этом стремлении поражение. эта идея лежит в основе двух последних симфоний композитора, в опере «пиковая », во многих последних романсах. в это время он создаёт светлую романтическую оперу «иоланта» на сюжет из средневековой легенды и такие же светлые «спящая красавица», «щелкунчик».
завершающей страницей творчества и жизни чайковского стала его шестая «патетическая симфония». роковым образом в ней и с ней оказались сплетены гибель героя и смерть самого композитора.
что премьера симфонии состоялась 16 октября 1893 года. через несколько дней чайковский заболел. болезнь оказалась смертельной. в ночь с 25 на 26 октября композитора не стало. он умер в самом расцвете сил, полный надежд и творческих замыслов.