В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: он научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Пример нам мощный завещал —
В отпоре стойком злобе дикой
И в твёрдости души великой,
Сломить которой не могли
Все грозы неба и земли.
Байрон, «Прометей»[36]
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр. 340 Радт).
См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа). С преодолением средневековья и наступлением Ренессанса прометеевский сюжет начинает пользоваться большой популярностью[37].
Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Г. Шевченко, Готье (Прометей и другие)[38], а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие)[39].
В произведениях Кальдерона (драма «Просвещение»), Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Гордая непримиримость изображённого у Эсхила богоборца Прометея дала основание К. Марксу назвать его «самым благородным святым и мучеником в философском календаре»[39][40].
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноимённой книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
Подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе см. в книге: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл. 7 (с. 226—297).
В Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке расположена статуя Прометея, выполненная американским скульптором Полом Маншипом[en] из бронзы и покрытая позолотой (см. фото).
В Каменском статуя Прометея была установлена в 1923 году, впоследствии он стал символом города.
В «Хипхопере: Орфей & Эвридика» Noize MC Прометей — многократный победитель Олимпийского баттла, лавры которого в итоге забирает Орфей.
В 8 сезоне сериала Сверхъестественное 16 серия
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Впишите нужные номера ступеней в пустые клеточки
ответ:
(1066 — 1071)
сюита для оркестра № 1 до мажор (для деревянных духовых, струнных и генерал-баса)
увертюра, куранта, гавоты i и ii, форлана, менуэты i и ii, бурре i и ii, паспье i и ii.
сюита для оркестра № 2 си минор (для флейты, струнных и генерал-баса)
увертюра, рондо, сарабанда, бурре i и ii, полонез, менуэт, скерцо.
сюита для оркестра № 3 ре мажор (для гобоев, труб, литавр, струнных и генерал-баса)
увертюра, ария, гавоты i и ii, бурре, жига.
сюита для оркестра № 4 ре мажор (для гобоев, фагота, труб, литавр, струнных и генерал-баса)
увертюра, бурре i и ii, гавот, менуэты i и ii, праздник
сюита для оркестра соль минор
трёхголосная инвенция фа мажор