первый пример позитивного девиантного поведения
григорий перельман — российский гениальный , первый доказавший теорему пуанкаре, над доказательством которой ученые бились без малого сто лет! перельмана номинировали на три крайне престижные премии: премия европейского общества (1996 год), филдовская премия, премия тысячелетия института клэя. от всех этих премий григорий перельман отказался, что является несомненным примером позитивной девиации. почему это поведение является позитивным девиантным поведением?
потому что в научном сообществе является нарушением научной этики, когда ученый отказывается от всеобщего признания своей деятельности научным сообществом. между тем нарушение такой этики не несет вред обществу, и даже несет благо. почему? потому что перельман был не согласен с этими решениями. ведь вклад других , по его мнению, ничуть не меньше, чем его. да и вообще, я думаю, ученый таким образом, выступил против коммерциализации науки.
научные открытия бесценны, и здесь нет каких-то заслуг. но это, конечно, мой домысел.
второй пример позитивного девиантного поведения (вероятно, является вымыслом)
второй пример более жесткий. потому что сначала человека признали преступником и приговорили к казни, а через 50 лет после практически насильственной смерти массачусетский университет признал, что вклад этого психиатра просто колоссальный. и осудили его несправедливо.
речь идет о психиатре джеймсе роджерсе, который при лечении пациентов с крайне развитой формой паранойи использовал авторский метод лечения, который и был осужден судом и признан издевательством над больными. суть метода заключалась доведении пациента до крайней формы истерии, при которой сам невроз проходил.
ну вот например, приходит пациент к роджерсу и уверяет его, например, что считает себя жирафом. и роджерс говорит: «в этом нет ничего странного — есть такие люди-жирафы». а если человек упорствовал и не верил, что его паранойя является нормой, роджерс заказывал статью своему знакомому биологу, что, дескать, напиши псевдонаучную статью про людей-жирафов. затем эта статья распечатывалась и давалась пациенту почитать.
результат был ошеломительным: пациент успокаивался и обретал спокойную нормальную жизнь.
вот за такой метод лечения роджерс был приговорен судом к казни на электрическом стуле. но ночью перед казнью покончил с собой. справедливым ли был такой приговор? можно много говорить. но по-моему лучше всех сказал сам джеймс роджерс в своём письме:
“вы слишком привыкли к мысли, что все воспринимают мир одинаково. но это не так.если вы соберетесь вместе и попытаете пересказать друг-другу самые простые и очевидные для вас понятия, то поймете, что все вы живете в совершенно разных мирах. и лишь ваш комфорт определяет ваше психическое спокойствие. в таком случае человек, считающий, чтоон жираф и живущий в мире с этим знанием так же нормален, как человек, считающий что трава зеленого цвета, а небо синего. кто-то из вас верит в нло, кто-то в бога, кто-тов утренний завтрак и чашку кофе.
живя в гармонии со своей верой – вы совершенно здоровы, но стоит вам начать защищать свою точку зрения – как вера в бога заставит вас убивать, вера в нло – бояться похищения, вера в чашку кофе по утру – станет центром вашего мироздания и разрушит вашу жизнь. начнет приводить вам аргументы того, что небо не синего цвета, а биолог докажет, что трава не зеленая. в конце концов вы останетесь один на один с пустым, холодными совершенно не известным вам миром, которым наш мир скорее всего и является. так чтоне важно какими призраками вы населяете ваш мир. пока вы в них верите – они существуют, пока вы с ними не сражаетесь – они не опасны”.
возможно, данная является вымыслом. однако прочитайте действительно гениальных людей средневековья, древности или нового времени: многие из тех кто предлагали альтернативный подход к мировоззрению, или науке осуждались, казнились и сжигались. или влачили жалкое существование в бедности.
третий пример позитивного девиантного поведения
третий пример - это все гениальные люди, которые двигали вперед общественный и технический прогресс. так, в 1969 году компьютеры были с вашу комнату, в которой вы сейчас, возможно, находитесь. а сегодня компьютеры стали не просто персональными, но даже мобильными! этому в частности способствовали два человека: стив джобс и бил гейтс. эти два человека сломали существующие стереотипы и сделали компьютеры персональными.
альберт эйнштейн — разрушил существующие представления о реальности и открыл закон относительности. то есть все гении в науке — девианты.
думаю понятно, что негативная девиация — это такой пример отклоняющегося поведения, которая приносят обществу вред. например, мошенники, грабители, бунтари и прочие люди, которых мы разбирали в выше означенном видеокурсе по обществу.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1.найдите в ниже списке примеры употребления понятия «общество» в узком значении, и запишите три цифры, под которыми они указаны. 1) расцвет древневосточного общества; 2) общество включает в себя все способы взаимодействия людей; 3) выставка организована обществом любителей кошек; 4) общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества; 5) общество молодых ученых издает ежемесячный журнал. 2.загрязнение воды и воздуха, вызванное выходом из строя очистных сооружений на комбинате в городе n, служит примером взаимосвязи: 1) цивилизации и культуры; 2) общества и природы; 3) морали и права; 4) науки и техники. 3.предприниматель финансировал организацию художественной выставки. к каким сферам общественной жизни относится этот факт? 1) и социальной; 2) политической и ; 3) социальной и духовной; 4) и духовной. 4.установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго. факты а) оказание парикмахерских услуг б) исполнение симфонического концерта в) производство автомобилей г) приобретение загородного дома сферы общественной жизни: 1) духовная 2) 5.найдите в ниже списке примеры, относящиеся к политической сфере общества, и запишите две цифры, под которыми они указаны. 1) выборы главы государства; 2) церковное богослужение; 3) получение кредита; 4) съезд правящей партии; 5) строительство жилого дома. 6. установите соответствие между характерными чертами и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго. характерные черты: а) гражданское общество и правовое государство б) преобладание сельского хозяйства в в) распространение компьютерных технологий г) ведущая роль информации и науки в обществе д) высокий уровень развития промышленности е) патриархальный тип семьи типы общества: 1) традиционное 2) индустриальное 3) постиндустриальное 7. проблемами человечества называют проблемы 1) появившиеся в период великих открытий; 2) существовавшие с момента появления первых государств; 3) появившиеся при переходе к классовому обществу; 4) вставшие перед человечеством во второй половине 20 века. 8. в период с 1945 по 1985 годы обществом было потреблено столько видов сырья, сколько за всю предшествующую человечества. в этом проявляется проблема: 1) неравномерного развития регионов; 2) истощения природных ресурсов; 3) демократизации общества; 4) роста населения. 9. для обозначения совокупности социально-значимых качеств человека традиционно используют понятие: 1) индивидуальность; 2) индивид; 3) личность; 4) темперамент. 15. какой пример характеризует человека как личность? 1) у матвея сломана нога; 2) у кости светлые волосы и голубые глаза; 3) володя быстро устает во время утренних пробежек; 4) вася всегда уступает место пожилым в транспорте. 10. верны ли следующие суждения о личности? а. в понятие личности, прежде всего, включают характеристики, обусловленные природой человека. б. процесс развития личности продолжается в течение всей жизни человека. 1) верно только а; 2) верно только б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 11. в списке черты сходства человека и животных и отличия человека от животных. выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия. 1) забота о потомстве; 2) потребность в труде; 3) потребность в воспроизводстве рода; 4) наличие сознания. 18. целенаправленную активность человека, в процессе которой он преобразует мир и самого себя, называют: 1) деятельностью; 2) мотивацией; 3) потребностью; 4) целеполаганием.
1.найдите в ниже списке примеры употребления понятия «общество» в узком значении, и запишите три цифры, под которыми они указаны.
1) расцвет древневосточного общества;
3) выставка организована обществом любителей кошек;
5) общество молодых ученых издает ежемесячный журнал.
2.загрязнение воды и воздуха, вызванное выходом из строя очистных сооружений на комбинате в городе n, служит примером взаимосвязи:
2) общества и природы;
3.предприниматель финансировал организацию художественной выставки. к каким сферам общественной жизни относится этот факт?
4) и духовной.
4.установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго.
1) духовная - б) исполнение симфонического концерта
2) - а) оказание парикмахерских услуг в) производство автомобилей г) приобретение загородного дома
5.найдите в ниже списке примеры, относящиеся к политической сфере общества, и запишите две цифры, под которыми они указаны.
1) выборы главы государства;
4) съезд правящей партии;
6. установите соответствие между характерными чертами и типами общества: к каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго.
1) традиционное - б) преобладание сельского хозяйства в е) патриархальный тип семьи
2) индустриальное - д) высокий уровень развития промышленности
3) постиндустриальное - а) гражданское общество и правовое государство в) распространение компьютерных технологий г) ведущая роль информации и науки в обществе
7. проблемами человечества называют проблемы
4) вставшие перед человечеством во второй половине 20 века.
8. в период с 1945 по 1985 годы обществом было потреблено столько видов сырья, сколько за всю предшествующую человечества. в этом проявляется проблема:
4) роста населения.
9. для обозначения совокупности социально-значимых качеств человека традиционно используют понятие:
3) личность;
15. какой пример характеризует человека как личность?
4) вася всегда уступает место пожилым в транспорте.
10. верны ли следующие суждения о личности?
б. процесс развития личности продолжается в течение всей жизни человека.
2) верно только б;
11. в списке черты сходства человека и животных и отличия человека от животных. выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
сходства: 1) забота о потомстве; 3) потребность в воспроизводстве рода; 4) наличие сознания (у многих животных также есть сознание)
различия: 2) потребность в труде;
18. целенаправленную активность человека, в процессе которой он преобразует мир и самого себя, называют:
1) деятельностью;