В составе Российской Федерации – 89 субъектов Федерации: 21 республика, 6 краёв, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и С.-Петербург), 1 автономная область, 10 автономных округов. Сложность федеративной системы отражают исторические пути формирования Российской Федерации, сочетание национальной и территориальной модели.
Конституция РФ 1993 явилась важным шагом в развитии федеративного устройства России как необходимого условия её политического и экономического единства. Введя единое понятие – субъект Федерации, Конституция подчеркнула, что все они равноправны, в т. ч. во взаимоотношениях с федеральными органами гос. власти. Основополагающими принципами федеративного устройства России являются: гос. целостность (Россия – не союз государств, а единое государство, что обеспечивается, в частности, гос. единством территории всех её субъектов, организацией гос. власти, верховенством федерального права, единым гос. языком, единой денежной единицей, единым экономическим пространством и др.), право народов на самоопределение, что особенно важно для многонациональной страны [согласно Конституции, народы, населяющие Россию, могут в рамках федеральной Конституции самостоятельно изменять формы своего политич. устройства, но права выхода (сецессии) из состава России не имеют]. Субъекты Федерации обладают значительной самостоятельностью, в то же время часть полномочий они осуществляют вместе с Федерацией (совместное ведение), а другие составляют исключительную компетенцию федеральной власти. Известная асимметричность федеративного устройства выразилась в том, что республики в составе Федерации рассматриваются как государства и имеют свои конституции, остальные субъекты Федерации конституций не имеют, они принимают свои уставы, но, как и республики, имеют собственное законодательство.
Правила для разрешения противоречий между федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации устанавливает федеральное коллизионное право. Все споры о компетенции между органами гос. власти Федерации и органами гос. власти её субъектов решает Конституционный суд РФ.
Свобода совести и свобода вероисповедания основаны на светском характере российского государства, в котором никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Под совестью понимается душевное свойство человека, проявление нравственного самосознания, самоконтроля, признания необходимости соблюдения тех или иных правил жизни. Для религиозных людей совесть, прежде всего, связана с догмами веры. Для атеистов совесть основывается на моральных критериях разграничения добра и зла. Таким образом, содержание свободы совести предполагает свободу на самоопределение личности, свободу мировоззренческого выбора человека. Одним из элементов свободы совести является свобода вероисповедания.
Содержание свободы вероисповедания включает в себя, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии в Российской Федерации не допускается. Свобода вероисповедания означает право человека на, выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением
Статья 28 Конституции РФ в завуалированном виде закрепляется право не только на атеистические убеждения, но и на атеистическую пропаганду («распространять религиозные и иные убеждения»). С содержательной точки зрения следует признать бесполезным упоминание о праве «не исповедовать никакой» религии, поскольку это заложено в содержании свободы совести. Следует помнить, что данная статья Конституции посвящена только правам человека в области религии, что же касается правового положения самих религиозных объединений, их равенства перед законом, то основанием этого служит ст. 14 Конституции РФ.
Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
- верующий человек имеет право заменить военную службу на альтернативную, если это противоречит его убеждения;.
– никто не обязан сообщать о своей вере никому, и никто не вправе требовать этого от других людей;
– никому не может быть запрещено принимать участие в богослужениях, но и никто не может быть принуждён к этому;
– священнослужитель не может быть привлечен за отказ от дачи показаний по фактам, ставшим ему известным из исповеди;
- верующие могут объединяться в различные группы и организации. Объединение граждан может, как иметь регистрацию, так и не иметь;
– закон позволяет проводить религиозные встречи, как в специальных местах, так и в жилых помещениях;
– религиозные организации вправе проводить богослужения в больницах, детских домах, тюрьмах, домах престарелых;
– религиозные организации вправе производить, распространять, продавать и покупать религиозную литературу, аудио и видео материалы и иные предметы религиозного назначения.
Важным элементом свободы вероисповедания является право гражданина на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими. Право на свободу совести признано за ребенком, в то время как родители осуществляют воспитание и образование детей. По родителей или лиц их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений, по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления, предоставляет религиозным организациям возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. За религиозными объединениями закреплены права в области совершения религиозных обрядов и церемоний, производства и распространения религиозной литературы и предметов религиозного назначения.
В Российской Федерации запрещены религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью граждан, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.
Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях предусмотрена ст. 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий (ст. 148).
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Почему оказавшийся воде человек должен быстро отплыть от тонущего судна?