болезни и похороны
болезни, по поверию татар, посылаются аллахом или злыми духами как наказание за грехи. знахари и знахарки ирымджи, джимджи и другие лечат их своеобразными средствами, среди которых играет значительную роль заговор, внушение и массаж. похороны происходят по правилам шариата. покойника обмывают, заворачивают в белую простыню и кладут в могилу без гроба. поминки происходят на 7-й и 40-й день и через год после смерти. большой интерес представляют разнообразные, в зависимости от времени погребения, каменные надгробные памятники на старых кладбищах.
верования
крымские татары стали мусульманами с xiii в. ислам проник в весь уклад их жизни. муллы до революции пользовались решающим влиянием во всех житейских вопросах. но все же исламу не удалось окончательно вытеснить древние языческие поверия. они находят свое выражение в некоторых празднествах и верованиях, даже в порядке празднования в деревнях чисто мусульманских праздниках уразы (рамазан) и курбан-байрам можно подметить отсутствующие в шариате подробности. еще в большей степени это относится к хыдырлезу, празднуемому 23 апреля. пир всем селением на лужайке, игры, скачки и, главное, гадание об урожае при особого хлебца калакай, изобличают древнюю языческую сущность этого праздника. в степи эти черты выступают особенно выпукло, на южном берегу они более затемнены. почти повсеместно празднуется также и день нового года, известного на южном берегу под греческим названием каланда, в других местах его называют елбаш-гельди или елбаш-байрам. к этому дню приготовляют халву — эльва и в некоторых селениях молодежь колядует. следы прежде существовавшего праздника пробуждения природы сохранились в поэтическом обычае южнобережных деревень. весной, в день появления первых цветов мальвы, дети насаживают их на сухие ветви и ходят по домам с чудесной песенкой:
с приходом весны плугом ячмень сеют,
в садах свежие деревца сажают, —
в горах снега и льды.
здесь появился первый цветочек
чичег (цветок) — лето пришло
от соловья весть пришла, —
в горах снега и льды.
вот пришел первый
в каждом доме детей наделяют сушеными фруктами и сладостями. в степном районе, кроме того, празднуют сабан-бай-рам (праздник посева) и арман-байрам (праздник жатвы).
представление об аллахе и магомете слишком отвлеченно и неясно для крымского крестьянина. значительно ближе к нему стоят различные святые — азисы. обычно так называются расположенные вблизи селения могилы угодных богу святых людей, когда-то трагически погибших на этом месте. по ночам, по поверию, на этих гробницах зажигаются зеленые огоньки, и это является знаком их святости. сюда являются с молитвами и приношениями во время праздников.
особенно много у татар всякой нечисти и темных духов. здесь мы встречаемся с арабскими чертями — джином, шайтаном, которых народная фантазия переделала на свой лад; тут и албасты, душащий человека во сне дэв или див — древний иранский бог света дэва, превратившийся еще на кавказе в страшного черта дэви и дошедший до крыма в образе обросшего шерстью великана. новогодний черт с греческим названием кунджала или конджалос, черный, с железными когтями. в ночь под новый год он вскакивает на плечи запоздавшего путника и гоняет его до утра. в степи от него спасаются, разводя большой костер. верят татары и в оборотней — дяду и обур, в которых превращаются после смерти колдуны. они днем режут барашков, а ночью — людей. кайшаяк — странный черт с ременными ногами. готи — пугающий по ночам детей. драконы ад-жага и джалынлы-илан, медведь с цепью — зынчирлы-аю также играют роль злого духа.
в народной памяти в образе всевозможных темных духов живут все прежние боги и черти.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какие жанры кино сейчас ? как вы думаете соответствует ли это запросам зрителей? какого кино сейчас явно не хватает?