хотя культурная китая восходит к рубежу iii-ii тыс. до н.э., межэтническое культурно-политическое единство складывалось постепенно. в эпоху западного чжоу ван (царь) был провозглашен сыном неба и его единственным земным воплощением, тем самым сохранялась преемственность в сакрализации власти правителя, как это наблюдалось в шанский период, и создавались основы для этнического самосознания. «к середине i тысячелетия до н.э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекс средних царств (чжунго) и возникает представление об их превосходстве над остальной периферией «варваров четырех стран света».
период формирования культурного типа (культурных оснований) древнего китая охватывает так называемую эпоху «воюющих царств» v--ii в. до н.э., когда в конгломерате сражающихся между собой государств выделяются «семь могущественнейших», эпоху цинь (когда была создана огромная империя, во главе которой в 221 г. до н.э. стал цинь ши хуанди -- первый император цинь), эпоху хань (когда императоры старшей и младшей династий хань смогли сохранять единство, могущество и целостность китая вплоть до 220 г. н. хань в полной мере реализовала культурные установки, проявившиеся уже в первую из этих эпох - чжаньго. культурная преемственность этих трех эпох позволила создать уникальный, неповторимый культурный тип древней цивилизации, который можно рассматривать как разновидность ирригационной культуры, с единой системой административно-хозяйственного , т.е. централизованной властью и бюрократической системой , сакрализацией власти императора - сына неба. создание единой системы ирригационных сооружений предполагало наличие деспотической власти, которая обеспечивала бы необходимую для этого централизацию государственного и административного . но складывалась эта власть в существенно иной период, чем это было в гидравлических цивилизациях малой азии.существенные изменения в политической и культурной жизни китая произошли к середине i тысячелетия до н.э., когда наступил век железа и наметились значительные сдвиги в развитии земледелия, ремесел, торговли. это был прорыв в осевое время и, хотя его знаменует век яселеза (что и объясняет прогресс в создании гидротехнических сооружений), это было время рождения личностного, рефлексивного сознания, его перехода от магического к рациональному, создания системы рационального , организации строительных работ, обоснования социально-политических систем и индивидуального образа жизни.Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
16. какая наука изучает проблемы, о которых говорится в тексте: «людей с давних времен интересовало, почему они совершают те или иные поступки, отчего меняется их настроение, откуда возникают чувства тревоги, любви, заботы. в древней греции внутренний мир человека называли душа…»? а) философия; б) религия; в) психология; г) право.