ответ: 1. илья муромец
былины об илье муромце
герой илья муромец, сын ивана тимофеевича и ефросиньи яковлевны, крестьян села карачарова под муромом. самый популярный персонаж былин, второй по силе (после святогора) богатырь и первый отечественный супермен.
иногда с былинным ильей муромцем отождествляется реальный человек, преподобный илия печерский по прозвищу чоботок, похороненный в киево-печерской лавре и канонизированный в 1643 году.
автор. народ
годы создания. xii–xvi века
в чем суть. до 33-х лет илья лежал, разбитый параличом, на печи в родительском доме, пока не был чудесно исцелен странниками («каликами перехожими»). обретя силу, он обустроил отцовское хозяйство и отправился в киев, по пути взяв в плен терроризировавшего окрестности соловья-разбойника. в киеве илья муромец вступил в дружину князя владимира и нашел богатыря святогора, который передал ему меч-кладенец и мистическую «настоящую силу». в этом эпизоде он продемонстрировал не только мощь, но и высокие моральные качества, не отреагировав на заигрывания жены святогора. позже илья муромец разбил «силу великую» под черниговом, замостил прямую дорогу из чернигова в киев, инспектировал дороги от алатырь-камня, испытал молодого богатыря добрыню никитича, спас богатыря михайлу потыка из плена в сарацинском царстве, победил идолище, вместе со своей дружиной ходил на царьград, один разбил войско калина-царя.
илье муромцу не были чужды и простые человеческие радости: в одном из былинных эпизодов он гуляет по киеву с «голями кабацкими», а его отпрыск сокольник рожден вне брака, что позже приводит к схватке между отцом и сыном.
как выглядит. супермен. былины описывают илью муромца как «удаленького дородного доброго молодца», он сражается палицей «в девяносто пуд» (1440 килограммов)!
за что борется. илья муромец и его дружина предельно четко формулируют цель своей службы:
«…постоять один за веру за отечество,
…постоять один за киев-град,
…постоять один за церкви за соборные,
…поберечь он князя да владимира».
но илья муромец не только государственник — он одновременно один из самых демократичных борцов со злом, так как всегда готов сразиться «за вдов, за сирот, за бедных людей».
способ борьбы. поединок с врагом или битва с превосходящими силами противника.
с каким результатом. несмотря на трудности, вызванные численным преимуществом противника или пренебрежительным отношением князя владимира и бояр, неизменно побеждает.
против чего борется. против внутренних и внешних врагов руси и их союзников, нарушителей правопорядка, незаконных мигрантов, захватчиков и агрессоров.
2. протопоп аввакум
«житие протопопа аввакума»
герой. протопоп аввакум проделал путь от сельского священника до лидера сопротивления церковной реформе патриарха никона и стал одним из вождей старообрядцев, или раскольников. аввакум — первый религиозный деятель такого масштаба, не только пострадавший за свои убеждения, но и сам же это описавший.
автор. сам протопоп аввакум, один из родоначальников автобиографического жанра в .
годы создания. приблизительно 1672–1675.
в чем суть. уроженец приволжской деревни, аввакум с юности отличался как благочестием, так и буйным нравом. перебравшись в москву, принимал активное участие в церковно-просветительской деятельности, был близок к царю алексею михайловичу, но резко воспротивился церковным реформам, которые осуществлял патриарх никон. с присущим ему темпераментом аввакум повел против никона борьбу, выступая за старый порядок церковного обряда. аввакум, нисколько не стесняясь в выражениях, вел публичную и публицистическую деятельность, за что неоднократно попадал в тюрьму, был проклят и лишен сана, ссылался в тобольск, забайкалье, мезень и пустозерск. с места последней ссылки продолжал писать воззвания, за что был в «земляную яму». имел множество последователей. церковные иерархи пытались уговорить аввакума отказаться от «заблуждений», но он остался непреклонен и в конце концов был сожжен.
как выглядит. можно только догадываться: себя аввакум не описал. может, так, как выглядит священник на картине сурикова «боярыня морозова» — феодосия прокопьевна морозова была верной последовательницей аввакума.
за что борется. за чистоту православной веры, за сохранение традиции.
способ борьбы. слово и дело. аввакум писал обличительные памфлеты, но мог собственноручно побить зашедших в деревню скоморохов и поломать их музыкальные инструменты. считал самосожжение формой возможного сопротивления.
с каким результатом. страстная проповедь аввакума против церковной реформы сделала сопротивление ей массовым, но сам он вместе с тремя своими соратниками был казнен в 1682 году в пустозерске.
против чего борется. против осквернения православия «еретическими новизнами», против всего чужого, «внешней мудрости», то есть научного знания, против развлечений. подозревает скорое пришествие антихриста и воцарение дьявола.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе.