Мораль в общественной жизни является одним из путей и адаптации индивидов к жизни в обществе и соединения свободы личности с общественной необходимостью, а также ответственностью, разрешения противоречия между ними. Исторически мораль первична в процессе социализации человека. Она входит во внутренний мир человека, и для ее функционирования достаточно собственной власти человека над собой. Сущность морали состоит в том, что люди осознают необходимость своего поведения, которое соответствует определенному общественному поведенческому типу, при этом они опираются на личные убеждения и общественное мнение.
Мораль можно определить как особую форму нормативно-оценочной ориентированности людей в обществе и как важнейшую форму общественной воли. Чувства долга, совести, чести формируются в обществе, и через общественные отношения они становятся достоянием человека в процессе социализации и интериоризации. Мораль регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни – экономической, политической, социальной и духовной, она определенным образом обусловлена типом общества.
Основы нравственности относятся к эпохе родового общественного строя. Для этого периода характерна власть природы, чувственного опыта, особенность понятийного мышления и осмысление действительности фантастическим образом. Существуют различные виды магии, тотемизм, фетишизм, система запретов, определенные обряды, ритуалы, мифология[1]. Общепризнано, что кровнородственные отношения были организационными и нормативными принципами в первобытном обществе.
Первобытное мышление было иррациональным и основывалось на вымыслах и суеверии. Современным языком можно охарактеризовать ментальность того периода такими понятиями, как «коллективная совесть», «коллективное бессознательное». Все это понимается как совокупность чувств, представлений, присущих всем членам данного сообщества. Очень интересно описывал архаическую психику К. Юнг. «Архаическая психика – это коллективная психика, надличностная душа, вполне реальная и наделенная божественной, творческой энергией, которая несопоставима с “униженной душой” современного человека»[2]. Общинные нормы поведения в этом обществе воспитывали коллективизм и солидарность. Здесь можно говорить о механической солидарности, существующей между людьми. В первобытном обществе не было ни религиозной морали, ни основных моральных норм. Они появились к финалу родового строя, к периоду патриархата. Тогда складываются примитивные нормы нравственности: запрет на каннибализм и кровосмешение, повиновение старшим, достойный труд. Эти моральные нормы осуществляли нормативную регуляцию, как если бы они были изданы определенным государственным институтом. Хотя «моральные требования родового общества обеспечивались не только общественным мнением, а также индивидуальным сознанием, но и в немалой степени деятельностью учреждений родов и племен (советы рода, племенные собрания, советы старейшин)»[3].
Новые нравственные нормы появились в патриархальном обществе. Укрепились роль авторитета мужчины – главы семьи, верность жены, запрет на ложь, кровная месть. Для этого периода характерна тождественность моральной нормы обычной норме. Система запретов (табу) очень важна. Именно они формируют сознание и волю индивидов. Распространяется архаичное представление о справедливости – талион – принцип равного воздаяния, кровной мести. Этот обычай характерен для «всех народов на ступени их родового примитивного уровня развития, не позволяющего им вступать в отношения господства и подчинения»[4]. Зрелые общинно-племенные отношения привели к появлению классового государства, и хотя этот строй опирался на общинный традиционный уклад, он всеми силами боролся с ним и вытеснял его. Появляются государственные институты, они вне общины и над ней, возникают древнейшие своды законов – законы Хаммурапи, царя Вавилона (II до н. э.), законы Ману (I в. до н. э.) и другие.
Моральные ценности – это жизненный компас каждого человека. По моему мнению, это те правила и принципы, которые каждый человек для себя выбирает и потом всю жизнь принимает решения, опираясь на них.
Я считаю, что каждый человек имеет свои моральные ценности. Для каждого есть свои важные в жизни вещи, те, что заставляют его жить и становиться лучше.
У меня тоже есть мои моральные ценности. Первое, что я ценю в жизни больше всего это человеческие отношения – дружеские, родственные. И я также считаю, что люди должны взять эти ценности за основу своей жизни.
Еще одной важной моральной ценностью, по моему мнению, является ответственность. ответственный человек – это тот человек, который сделав какой-то поступок, остается сознательным, и всегда понимает последствия своих действий. ответственность – это очень важная черта характера человека. Для меня ответственность заключается в понимании моих обязанностей, в понимании того, что я расту и нахожусь постоянно в обществе, в котором есть свои законы и правила. Что мои действия могут иметь негативное влияние на других людей и всегда важно учитывать тот факт, что вокруг постоянно есть другие люди.
Среди моральных ценностей следует выделить еще одно важное для меня. Это патриотизм. Он подобен к ответственности, но что является важной составляющей в нем, так это любовь к Родине. Надо любить землю, которая дала тебе жизнь и стараться улучшить ее, оберегать ее, чувствовать свою ответственность за ее будущее, а также за то, что происходит вокруг.
Можно еще добавить одну важную ценность – это человеческая жизнь. Она единственная, уникальная, неповторимая, никто не имеет права забирать у человека жизнь, никто не имеет права вмешиваться в жизнь других людей. Это та ценность, которая выше всех, она дается лишь однажды и каждый человек должен поставить перед собой какую-то цель, задачу, найти себя и свои моральные ориентиры в этой жизни. Потому что без них жизнь будет проходить, как будто в темноте, без указателей и карты.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Как вы относитесь к высказыванию н.а. бердяева: "все эпохи, начинания с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной , эпохи нынешней, - все есть моя судьба, все есть мое"? аргументируйте свою позицию
я согласен с позицией бердяева ,так как все произошедшее в мире не пропало бесследно, многие эпохи, жившие до нас ,оставили свой след ,свои знания в мировой .мы сейчас используем эти знания (опыт) и не представляем без них сегодняшнюю жизнь.к примеру возьмем изобретение бумаги в древнем китае или сборка первого радиоприемника поповым, все есть