Нормативный правовой акт
Ведущее место в правовых системах России, Украины и Беларуси занимает нормативный правовой акт — официальный письменный документ, изданный субъектами правотворчества, содержащий правовые нормы (в России принято наименование «нормативно-правовой акт», в Беларуси — «нормативный правовой акт»).
Правовой обычай
Правовой обычай – исторически сложившееся и вошедшее в привычку вследствие длительного применения правило поведения, одобренное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Совокупность правовых обычаев называют обычным правом.
Правовые обычаи складываются исторически, они обретают юридическое значение благодаря многократному повторению. Важнейшим признаком правового обычая является его санкционирование — т. е. допущение возможности его использования — государством. Государственное санкционирование может носить единичный или рамочный характер. В первом случае речь идет о применении конкретного обычая в конкретном виде общественных отношений (например, международные обычаи торгового мореплавания признаются Российской Федерацией только по вопросам определения и распределения аварийных убытков). Во втором случае правовой обычай распространяется на разнообразные ситуации (например, обычай делового оборота в Российской Федерации).
Помимо правовых обычаев есть деловые обыкновения, использующиеся в процессе правового регулирования, хотя и не санкционированные государством в качестве источника права.
Нормативный договор
Договор с нормативным содержанием — соглашение двух или более сторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Характерным признаком нормативного договора является то, что он устанавливается добровольным соглашением субъектов правотворчества.
Разделяют внутригосударственные и международные нормативные договоры. Нормативный договор широко используется в международном праве (соглашения между государствами) и является его главным источником. К внутригосударственным нормативным договорам относятся соглашения о разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами федерации; соглашения о совместной деятельности министерств и ведомств; коллективные договоры в трудовом праве.
Прецедент
Юридический прецедент — такая форма права, при которой общим правилом поведения признается состоявшееся решение по конкретному делу. В последующем оно используется как обязательный образец для решения аналогичных случаев.
Для прецедента как источника права характерна казуистичность — он отражает конкретное дело, связан с определенными фактическими обстоятельствами.
Выделяют административный и судебный прецеденты. В первом случае решение принимает административный орган или должностное лицо. Во втором случае речь идет о решении или приговоре суда.
Правовая доктрина
Юридические доктрины — научные знания, вырабатывающие установления и реализации права.
В данном случае частное мнение отдельных знатоков права, выраженное в их научных трудах, учебниках, официально выраженных мнениях по тому или иному вопросу (респонсах), признается в качестве источника права. Это мнение используется в судах для решения запутанных случаев.
Религиозная догма
Религиозные догмы – своды правил поведения, содержащихся в религиозных текстах, Священных Писаниях тех или иных религий.
В современном мире религиозные догмы используются в качестве источника права в тех странах, где религия играет значительную роль в обществе, официально признанную и закрепленную государством. Это Коран и сунна в некоторых мусульманских государствах, Тора и Талмуд
Традиционно философия всегда была близка к религии. Понятие Бога во многих философских системах является центральным. Так, без идеи Бога, по мнению Р. Декарта, философа нового времени, невозможен сам процесс познания, ибо именно идея Бога является основой уверенности философа в познавательной силе человеческого разума. Для другого философа, Б. Спинозы, Бог – основа человеческой свободы и нравственности. Бог может выступать символом упорядоченности, законосообразности мира, символом человеческого совершенства, нравственным идеалом, источником творческой энергии, регулятивом познания.
Однако Бог философа – это не Бог верующего, чья вера не знает сомнений. Сомнение изгнало превого человека из Рая. Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Идея Бога в философии чаще всего является абстракцией, отвлеченным понятием, символом непознаваемого, совершенного, вечного. Философия своими средствами обосновать не существование «Бога живого» , но лишь необходимость присутствия идеи Бога в человеческой культуре, в сознании каждого человека. М. Унамуно проводит достаточно резкое различие между философской идеей Бога и Богом как средоточием религиозной веры: «В первом случае Бог, Бог рациональный, есть проекция на бесконечность внешнего человека, как он есть по рациональному определению, абстрактной идеи человека, то есть не-человека, во втором же случае Бог, Бог чувствующий, или водящий, есть проекция на бесконечность внутреннего человека. как он есть по жизни, то есть конкретного человека из плоти и крови ». Философия – это «голод по Богу» , по словам М. Унамуно, это пребывание человека в состоянии богооставленности, это «безблагодатная свобода». Философия порой разрушает наивную веру, но она может также пробудить в человеке желание обрести её. Познакомьтесь с фрагментами работ русских философов Семена Франка и Ивана Ильина. Попытайтесь найти общее и различное в рассуждениях авторов, выпишите основные аргументы, выдвигаемые авторами в защиту своих позиций.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Расшифруйте аббревиатуры в названиях российских политических партиях ер лдпр кпрф
ЛДПР - Либерально-демократическая партия России
КПРФ - Коммунистическая партия Российской Федерации