Литература в СССР делится на периоды и для каждого периода характерны свои темы.Периодизация литературы СССР:
-Советская литература первых десятилетий 1917-1941 года.
-Литература во время ВОВ 1941-1945 года.
-Послевоенная литература 50-70 года.
-Литература эпохи "застоя" 70-90 года.
После революции многие литераторы покинули страну,оставшиеся и новоиспечённые писатели и поэты воспевали построение нового мира,свободу и равенство.Социалистический реализм продвигал идеологию страны Советов,темы борьбы,построения нового общества,революции.Тема природы присутствовала у многих поэтов,красота родного края и тяжёлая жизнь рабочих и крестьян,трудовые подвиги и новые высоты.
Кто пытался затрагивать темы справедливости и правды,подвергались гонениям,были сосланы в лагеря и физически уничтожались.
Во время войны главной темой стала победа,героизм,мужество,сила народа и героев.Послевоенный период посвящён теме подвига,борьбы с врагом,затрагивалась тема любви,морального выбора,жизни в тылу и оккупации.
На сену военной теме приходит осуждение режима,время оттепели.
Многие писатели затрагивают тему ошибок Советской власти,культа личности,ужаса лагерей и произвола системы.Появляется фантастика и тема научного прогресса.Во времена застоя процветает "деревенская проза",где главная тема неравенство деревни и города.Поэты затрагивают тему свободы человека,но власти делают их непопулярными и всячески пытаются заставить замолчать.
В СССР естественно всегда присутствовала тема любви и семьи,
человеческих ценностей,тема дружбы и тема природы и животных.Для детей писалось много прекрасных произведений-рассказов,басен,стихов и сказок,где темами были справедливость,
воспитание молодого поколения,честность и принципиальность, победа добра над злом.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и своей производственной и иной деятельности. таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения. сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. поэтому каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. и на этом новом витке – новое сопротивление природы. видимо, в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества. одним словом, природа в своём противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит. в хх веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу. (по материалам интернет-издания) 1. составьте план текста. для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 2. какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте? 3. с какой целью общество изменяет природную среду? как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества? 4. какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров. 5. как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в хх в.? с каким общественным процессом он связывает эти результаты? используя факты общественной жизни, аргумент, позицию автора. 6. многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
План:
- влияние общества на взаимосвязи в природе
- деятельность человека и сопротивление природы
- барьеры природы перед человеком
- зарождение глобальных проблем
Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте?
«Общество в ходе своей жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт.»
«общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности… это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.»
С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества?
Общество изменяет природную среду для того, чтобы сделать жизнь общества комфортной.
«каждая новая вершина овладения природой – это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке – новое сопротивление природы.»
Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры в преодолении этих барьеров.
Барьер 1: закрытость природы.
Барьер 2: открытость природы.
«Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь – оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.»
Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора.
«В ХХ веке, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.»
Автор связывает это с научно-технической революцией. И это действительно так, гонка вооружения, космическая гонка, освоение природных ископаемых, привели к тому, что за полвека природа была практически уничтожена.
Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.
- переход на возобновляемые источники энергии
- уменьшение выбросов химических веществ в атмосферу
- переработка мусора