самосознание
совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный .
самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно достаточно искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни. этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности и внутренний смысл тех , которые он разрешает в жизни. способность осмыслить и распознать то, что в жизни подлинно значимо, умение не только изыскать средства для решения случайно всплывших , но и определить самые и цель жизни так, чтобы по-настоящему знать, куда в жизни идти и зачем, -это нечто бесконечно превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим запасом специальных знаний. это драгоценное и редкое свойство-мудрость.
обобщение практического знания человека о других людях является главным источником образования отношений к себе как личности. ребенок начинает отделять в своем сознании людей от окружающего внешнего мира довольно рано. образное знание ребенком людей играет огромную роль в общем развитии его сознания. именно на этой основе, через осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными движениями и действиями, осознает их с оценок взрослых. однако требуется несколько лет жизни, чтобы у ребенка образовалось обобщенное отношение к себе, которое предполагает не только накопление знаний, но и развитие частичных форм самооценки, которые возникают раньше, чем представления о , и заключаются в представлениях о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам. лишь в процессе обобщения этих воззрений формируется самосознание в собственном смысле этого слова, т. е. как обобщенное знание своей личности.
всякое изменение жизненного положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека к себе как к деятелю, как к субъекту этого положения. следовательно, осознать себя - это значит осознать себя не только как существо, но и первым делом как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как товарища, как часть коллектива.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
"создает человека природа, но развивает и образует его общество" в.г. белинский
в данном высказывании белинский поднимает проблему сущности человека, а именно о биосоциальной сущности человека.
итак, человек не отдельно социально или биологическое существо. он биосоциальное существо и вот почему. человек не представляет свою жизнь без социума. более того, возможности вида не позволяют человеку быть одним, жить в одиночестве. кроме того, жить обособленно от природы человек тоже не может, ведь он часть природы, имеет потребности, которые могут быть удовлетворены только в природе. элементарно, человек нуждается в воде, еде, воздухе.
по мнению белинского, и в целом так, человек рождается как биологическое существо, индивидуум, не личность, и по мере взросления, социализации, то есть развития он становится биосоциальным существом. то есть в рамках своего развития человек приобретает социальные черты.
в есть множество подтверждений этой точки зрения. например, в «робинзон крузо», человек выжил там, где не ступала нога цивилизации, потому что он использовал знания общества. он выжил в природе, использовал природе посредством социального опыта.
таким образом, подтверждается, что природа, действительно, создала человека, но развитие человеку дает общество.