конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение сторон, мнений, сил, перерастание конфликтной ситуации в открытое столкновение; борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. в этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. в процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
конфликт может начаться.
конфликт = конфликтная ситуация + инцидент.
конфликт - борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника.
конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей.
причины конфликтов.
причины, вызывающие конфликты, так же разнообразны, как и сами конфликты. следует различать объективные причины и их восприятие .
объективные причины в достаточной степени условно можно представить в виде нескольких укрепленных групп:
· ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;
· различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;
· взаимозависимость неправильное распределение ответственности;
· плохие коммуникации.
вместе с тем объективные причины только тогда явятся причинами конфликта, когда сделают невозможным личности или группе реализовать свои потребности, заденут личные и/или групповые интересы. реакция индивида во многом определяется социальной зрелостью личности, допустимыми для нее формами поведения, принятыми в коллективе социальными нормами и правилами. кроме того, участие индивида в конфликте определяется значимостью для него поставленных целей и тем, насколько возникшее препятствие мешает их реализовать. чем более важная цель стоит перед субъектом, чем больше усилий он прилагает, чтобы ее достичь, тем сильнее будет сопротивление и жестче конфликтное взаимодействие с теми, кто этому мешает.
признаки конфликта включают:
· наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
· неделимость объекта конфликта, т.е. предмет не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
· желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей, а не выход из создавшейся ситуации.
основными составляющими конфликта являются:
· субъекты конфликта (участники конфликтного взаимодействия),
· объект конфликта (то, что вызывает противодействие у участников конфликта),
· инцидент,
· причины конфликта (почему происходит столкновение интересов);
· методы регулирования конфликта и диагностики конфликта.
первым признаком конфликта можно считать напряженность, которая проявляется вследствие недостатка или противоречивости информации, недостаточности знаний для преодоления затруднения. настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону или нейтрального посредника, что “вот почему он не прав, а моя точка зрения правильная”.
конфликт имеет следующие фазы.
1) конфронтационная (военная) - стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет ликвидации интереса чужого (в их представлении это обеспечивается либо добровольным или вынужденным отказом другого субъекта от своего интереса, либо лишением его права иметь свой интерес, либо уничтожением носителя другого интереса, что уничтожает естественным образом и сам этот интерес, а следовательно, и гарантирует обеспечение собственного).
2) компромиссная (политическая) - стороны стремятся по возможности достигнуть своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный (как правило, каждая из сторон пытается обеспечить в нем по максимуму свой собственный).
3) коммуникативная () - выстраивая коммуникацию, стороны достигают согласия, основанного на том. что суверенитетом не только сами субъекты конфликта, но и их интересы, и стремятся к взаимодополнению интересов, ликвидируя лишь незаконные, с точки зрения общества, различия.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вариант 17b в стране p в ходе социологического опроса респондентам предлагалось ответитьна вопрос: «кто должен быть главой семьи? » полученные результаты (в % отчисла о представлены в виде диаграммы.мужженаocтаршие члены семьио у всех равные правакакой ответ наиболее популярен? предположите почему (выскажите не мдвух предположений
Объяснение:
Итак, в ходе соц. исследования на тему "Кто должен быть главой семьи?" были получены следующие результаты: на первом месте МУЖ, на втором - ЖЕНА, на третьем - СТАРШИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ, и на четвертом - У ВСЕХ РАВНЫЕ ПРАВА. Сразу же хочется привлечь ваше внимание к четвертому пункту: люди не только не доверяют принципу равенства в обществе, но и сразу же отвергают его и в отношении к семье, а семья - это, как известно, ядро и маленькая модель общества. А это потому, что всем понятно, что ни в семье, ни в любом обществе не может быть равных - один большой - другой маленький, один сильный - другой слабый, один умный - другой не совсем, один быстрый - другой мямля, и т.д. И в басни о равенстве и уравниловке могут верить либо утописты, либо убеждать в них других марксисты и коммунисты А теперь о главном. Конечно же, главой семьи должен быть муж - от слова "мужчина", физически сильный, защитник своей семьи, охотник, добытчик материальных благ. Поэтому большинство и выбрало первым его. Жена заняла почетное второе место - потому что женщина - это мать, это хранительница очага, и всегда встает на защиту детей, и на замену мужа, если вынудят обстоятельства. Поэтому лично я, об'ективно, все же оставил бы первое место не заполненным, в зависимости от обстоятельств. Третье место заняли "старшие члены семьи", и это не обсуждается, потому что вся ответственность в семье возложена на них. Ну а последний ответ, как мы уже убедились, мало у кого пользуется доверием