Воспитательная. в теории государства и права роль, которую осуществляет право или определенный правовой институт, и конкретные направления правового регулирования (воздействия) на поведение субъектов права (см. : Радько Т. Н. Функции права. В кн. : Общая теория права. Курс лекций. Нижний Новгород, 1993). Общесоциальное назначение права заключается в придании качеств стабильности, системности, устойчивости, организованности общественных отношений. Поэтому среди общесоциальных Ф. п. в литературе выделяются следующие: а) культурно-историческая функция. Право как явление национальной и мировой культуры в присущей ему нормативной форме аккумулирует духовные ценности и достижения народа, человечества: права человека, демократию (народовластие) , моральные (нравственные) устои общества, социальную справедливость; б) воспитательная функция. В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества - традиционной (обычной) , нравственной, религиозной (конфессиональной) , - право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания) , так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни страны; в) функции социального контроля. Право в этом направлении воздействует на поведение субъектов, с одной стороны, в качестве средства стимулирования, поощрения (морального, материального, физического) , с другой — ограничения (удержание от совершения неправомерных действий и др. ) того или иного поведения. Здесь речь идет именно об общесоциальном механизме действия (функционирования) права, когда еще не используются специальные юридические инструменты и рычаги социального контроля за поведением; г) информационно-ориентирующая функция. Право выступает мощным источником моральной ориентации субъектов в конкретном обществе. В этом смысле Ф. п. — формировать социально полезную, положительную направленность субъективной стороны правомерного поведения.
Возраст. Определяется по документам, если их подлинность не вызывает сомнений; при их отсутствии или недоступности — «на вид», что обязательно отражается в описании либо по результатам проведённого освидетельствования.
Национальность. Указывается «на вид», например, похож на узбека, азербайджанца и т.д., либо на основании документов, отражающих гражданство данного, лица (паспорт и т.п.). Может быть указана и принадлежность к той или иной расе, которая также определяется «на вид» (негроидная, монголоидная и т.д.).
Рост. По возможности указывается в абсолютных числах, например, при описании трупа, в других случаях — в относительных, например: примерно метр семьдесят. Рост человека измеряется от самой высокой точки темени до подошв босых ног. При описании могут использоваться следующие термины: очень низкий (менее 150 см), очень высокий (более 190 см).
Телосложение. Определяется по степени развитости костно-мышечной системы человека с учётом жирового слоя и характеризуется как худощавое, плотное, коренастое, атлетическое и т.д.
Рис. 1. Формы головы.(а – прямоугольная; б – ромбовидная; в – килевидная; г – трапецевидная)
MikhailovichVitalevich1393
07.01.2023
Менталитет (от лат. mens — разум, мышление) — это образ мыслей отдельного человека или группы людей. На формирование белорусского менталитета оказали влияние три основных фактора. Во-первых, природно-географическая среда, которая воздействовала на мироощущение наших предков — красота родной природы, расположение белорусских земель в равнинной зоне с умеренно-континентальным климатом. Во-вторых, религия, а вернее, несколько религий — прежде всего православие, а также католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм. В-третьих, коллективно-родовое начало, которое проявило себя в ограничении активности отдельного человека заботой об общем благе.
Важными чертами менталитета белорусов можно считать следующие:
• «Пограничность», связанную с необходимостью осуществлять выбор между Западом и Востоком; постоянный поиск своего пути развития. Так, уже первый белорусский учёный Франциск Скорина объединял в себе черты двух культур — западной и восточной (православной), что не мешало ему оставаться самоотверженным патриотом.
• Отсутствие чувства превосходства над другими народами.
• Терпеливость, выносливость и неагрессивность. Белорусы всегда отрицали насилие, хотя сами нередко становились его жертвами. Вместе с тем белорусы вовсе не лишены свободолюбия и храбрости. На войне белорус храбр и решителен, о чём свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, массовое партизанское движение на территории Беларуси.
• Немногословность и сдержанность, отсутствие склонности к бурному выражению чувств. Свои проблемы белорусы предпочитают не обсуждать, а переживать внутренне. В то же время они открыты, бесхитростны и добродушны.
• Миролюбие, покладистость, толерантность (терпимость). Наша толерантность имеет конкретные исторические корни. Белорусы долгое время жили в составе многонациональных государств. Поэтому жизнь научила наш народ думать об интересах общества в целом, а не только о своих собственных.