1. Тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. Рыночная система может быть неустойчива. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов. Поэтому конкурентная среда может перерасти в олигопольный или даже монопольный рынок. Рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих тенденции к монополизации рынка.
2. Не производить «общественные блага». Как известно, «общественными благами» называют товары и услуги, которые 1огут потребляться всеми членами общества независимо от того; в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами «общественных благ» являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой объекты общедоступной инфраструктуры, такие как маяки и т.п. На «общественные блага» не распространяется принцип исключения, т. е. потребление блага одним членом общества не уменьшает других пользоваться тем же благом.
Можно разделить «чистые» и «условные» «общественные блага».
Для «чистых» благ принцип исключения действительно совсем не имеет силы. Например, возможность пользоваться светом маяка для моряков не измените, если по каким-то причинам численность кораблей и соответственно «пользователей» майка увеличится. Доступность «условных» «общественных благ» все же имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Например, увеличение числа вызовов милиции может привести к тому, что к кому-то милиция не успеет вовремя приехать. Однако эта зависимость не настолько велика, чтобы отнести «условные» «общественные блага» к обычным товарам и услугам.
Рынок не в состоянии производить «общественные блага», потому что невозможно (а точнее, очень сложно) измерить «полезность», получаемую каждым членом общества при потреблении «общественного блага». Соответственно невозможно установить, сколько должен платить каждый человек за пользование «общественным благом». Например, нельзя определить, какова «полезность» гражданина А, получаемая от «потребления» национальной обороны, и как она отличается от аналогичной «полезности» гражданина В. (Для «условных» «общественных благ» такую полезность иногда можно установить, благодаря чему появляется возможность оказывать платные услуги на рыночных принципах, например, милиция может легально оказывать дополнительные платные услуги по охране.) Соответственно невозможно установить объективный уровень индивидуальной оплаты «общественного блага» и получать при, быль от предоставления «общественных благ» частными лицами или организациями.
3. Не соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов. Рынок (по крайней мере, в его «идеальной» классической модели) нейтрален к социальным аморальным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система имеет тенденцию к концентрации богатства на одном полюсе и бедности — на другом полюсе. Самые несправедливые пропорции распределения богатства, противоречащие общечеловеческой справедливости и морали, не противоречат принципам рынка, если накопление богатства на одном «полюсе» общества происходит на основе нормальных рыночных операций.
В этом, как и в рассмотренной выше тенденции к монополизации, состоит причина внутренней нестабильности рыночной системы. Она ярко проявилась в XIX в., когда совершенно свободное и неограниченное развитие рынка в Западной Европе (например, период так называются «манчестерского либерализма» середины XIX в.) обернулось нищетой огромных масс населения, что стало питательной почвой для быстрого распространения социалистических идей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
2) Какому подходу к пониманию культуры соответствует определение культуры как "второй природы", "надстроенной" над естественной средой обитания человека3) Опишите своё взаимодействие с объектами материальной и духовной культуры в процессе подготовки домашнего задания по теме "Культура". какие артефакты вами использовались?
2)архитектура,графика,живопись,скульптура и тд.
Древнегреческий мыслитель Аристотель считал, что ность искусства оказывать воздействие на духовный мир человека основана на подражании действительности. Высоко оценивая литературное творчество, Аристотель особую роль отводил трагедии. Целью трагедии он считал катарсис (от греч. katharsis — очищение), очищение души через сопереживание героям. Проходя через катарсис, человек духовно возвышается.
История художественной культуры запечатлела немало случаев, когда восприятие произведения искусства послужило побудительным импульсом для совершения тех или иных поступков, иногда для изменения образа жизни. Искусство воздействует не на одну какую-либо человеческую или сторону духовной жизни, а на духовный мир человека в целом. Оно оказывает влияние на всю систему человеческих установок. Так, волнующие звуки песни «Священная война» поднимали мирных советских людей на смертный бой с фашистской коричневой чумой.
Известный датский физик Нильс Бор писал: «Причина, почему искусство может нас обогатить, заключается в его напоминать нам о гармониях, недосягаемых для систематического анализа». В искусстве в особой художественной форме освещаются общечеловеческие, вечные проблемы: что такое добро и зло, любовь, свобода, достоинство личности, в чём состоит призвание и долг человека.
Приобщение к искусству побуждает человека осмыслить свои жизненные установки и ценности, глубже понять свои проблемы. Нередко художественные персонажи воспринимаются как реальные люди, у которых можно многому поучиться, с которыми можно даже посоветоваться. Благодаря искусству человек получает возможность как бы прожить множество разных жизней и извлечь из них уроки для самого себя. Читая книгу или воспринимая кинофильм, мы переносимся в создаваемый ими мир образов, которые побуждают к размышлениям, рождают переживания.3)Большинство людей интересуется. Какова роль исскуства в современном мире. Но не многие люди ответят на этот вопрос верно. В обществе исскуство является примером того что можно, а что нельзя. Так в произведении тарас бульба был показан пример предательства родины. Андрий был весьма молод и легкомысленным. Он променял всех своих родных и близких на дочь врага.
4)Современное искусство подчиняется новой эпохе, движимо научным прогрессом, а именно: люди стали использовать современные технологии для создания произведений искусства, отсюда возник поп-арт (Уорхл, как пример).