Как вести себя в конфликтной ситуации?
- Будьте терпеливым – дайте другой стороне конфликта выговориться, рассказать свою точку зрения, свои идеи и интересы. Не перебивайте, даже если вы очень злы и не согласны с тем, что говорит ваш оппонент.
- Обоснуйте свои мысли, слова и поступки. Дайте оппоненту причину, по которой вы сделали то или иное.
- Упоминайте о своих чувствах. Если вам обидно, скажите об этом, если вам все равно, также оповестите об этом.
- Не поддавайтесь чувствам и эмоциям. Сформулируйте проблему спора, конечный результат и определите решение. Найдите проблему и пути ее решения.
- Сохраните свою репутацию и репутацию своего оппонента. В той или иной ситуации вам нужно проявлять уважение.
- Если вы виноваты, то вам лучше извиниться. Извинение не является проявлением слабости. Здесь все честно – виновен и извинился.
- Постарайтесь сохранить взаимоотношения вне зависимости оттого как вам было больно, обидно, как сильно вы расстроились, каким серьезным был конфликт.
- Держитесь на равных. Ни при каких условиях не снижайтесь до уровня оскорблений и перехода на личности. Спор идет только о возникшей проблеме.
- Не нажимайте на слабые больные места и не игнорируйте его чувства и эмоции, которые он переживает в рамках конфликта.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Что такое власть? Каковы ее особенности? Какие виды власти существуют? 2. Дайте определение понятия «государство». 3. Назовите и охарактеризуйте признаки государства. 4. Что такое суверенитет? Какие виды суверенитета существуют? 5. Что понимается под сущностью государства? 6. Объясните содержание теорий, исходящих из сущности государства. 7. В чем состоит соотношение классового и общесоциального в сущности государства? 8. Дайте определение политической системы общества. Каковы ее содержание и элементы? 9. Какое место занимает государство в политической системе общества? 10. В чем состоит влияние политических партий на государство? 11. Охарактеризуйте влияние на государство профсоюзов и церкви.
С одной стороны, такие ситуации могут навредить существующим отношениям, но с другой, именно несовпадение во взглядах и существование нескольких мнений могут быть ресурсом, обогащающим отношения и укреплению доверия и взаимопонимания.
Чтобы конструктивно преодолевать существующие конфликты, надо знать о различных поведения в конфликте и уметь выбрать такой поведения, который в наибольшей степени соответствует данной ситуации. Как правило, человек в конфликтной ситуации ведет себя единственным, привычным для него и не догадывается о существовании других поведения.
Психолог К. Томас классифицировал все поведения в конфликте по двум критериям: стремление человека отстаивать собственные интересы (напористость) и стремление человека учитывать интересы другого человека (кооперация). На основании этих критериев К. Томас выделил пять основных поведения в конфликтной ситуации. Для удобства их можно представить и в виде образов животных:
I Соревнование (конкуренция) - «акула»;
II При улаживание) - «плюшевый мишка»;
III Избегание (уклонение) - «черепаха»;
IV Компромисс - «лиса»;
V Сотрудничество - «сова».
Каждый из этих поведения имеет свои плюсы и минусы, может соответствовать одной жизненной ситуации, но быть абсолютно неподходящим для других.
I Соревнование
Соревнование – такой вид поведения в конфликте, в котором человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Человек, который следует этой стратегии, уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного участника неизбежно означает поражение второго. Такой человек будет настаивать на своем во, чтобы то ни стало, а позицию другого человека не будет принимать во внимания.
Плюсы и минусы данной стратегии: упорное отстаивание своих интересов в ущерб интересов другого человека может человеку временно удержать вверх в конфликтной ситуации. Однако к длительным отношениям (будь то дружеские отношения, отношения с любимым человеком, в семье, на работе и т.д.) такой подход не применим. Длительные отношения могут быть устойчивыми только в том случае, если учитываются желания и интересы всех участников, а проигрыш одного человека, как правило, означает проигрыш всех. В длительных отношениях возможны лишь элементы соревнования, при условии, что оно проводится честно и по заранее определенным правилам и его результаты не окажут сильного влияния на отношения между его участниками. В этом случае соревнование, может оживить обстановку и заставить людей более активно добиваться своих целей.
В виде образа соревнование - это конкуренция "акула".