Каким образом различные аспекты и уровни функционирования, взаимодействуя между собой, образуют неповторимую целостную индивидуальность, как формируется человеческая личность? Процесс формирования и развития личности наиболее понятен при рассмотрении трех его компонентов: детерминант, стадий и черт личности.
Детерминанты личности – это группы факторов, предопределяющие формирование и развитие личности. Наиболее исследованные детерминанты – это биологические, социальные и культурные.
Биологические (наследственные, генетические, физиологические) факторы влияют как прямым, так и косвенным образом (например, теория существования прямой зависимости между типом личности и формами человеческого тела). Социальные факторы (родители, семья, сверстники, соседи, друзья, Я-концепция, архетипы) также определяют личность человека. Влияние социальных факторов не прекращается и тогда, когда человек достигает взрослого возраста, а процессы социализации на рабочем месте и социальные роли воздействуют на человеческую личность, ее восприятие и поведение. Культурные факторы представляют собой характеристики обширной социокультурной среды, существенно влияющей на личность и формирующей ее иерархию ценностей, социальную динамику. Приоритеты ценностей, мотивы, формы приемлемого поведения (например, сотрудничество, соперничество), отношение к власти, полоролевые стереотипы меняются и отличаются в разных странах. На личность также воздействуют ситуационные факторы, причем часто непредсказуемо. Они могут решающим образом повлиять на формирование личности или выявить какие-либо скрытые ее черты, которые проявляются только в особых ситуациях (например, спонтанные героические поступки, преступления).
О соотношении основных подходов к формированию и развитию личности можно получить представление, анализируя рис. 3.2.1.
Рис. 3.2.1. Подходы к формированию и развитию личности
Стадии развития личности. Этот подход рассматривает каждую человеческую личность как развивающуюся по определенным стадиям во взаимодействии со средой. Основные сторонники концепции развития личности по этапам (стадиям) – З. Фрейд, Э. Эриксон – определяют ее как смену кризисов психосоциальной идентичности; А. Мас-лоу и К. Роджерс – как реализацию потребности в самоактуализации; Ж. Пиаже – как периодизацию умственного развития; Ш. Бюлер – как развитие интенций (намерений, целей) и самостоятельно делать осознанный выбор; А.В. Петровский – как процесс вхождения и интеграции с социальной средой; В.И. Слободчиков – как становление человеческой субъективности через рефлексию.
Социализация – это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого формируется конкретная личность (более подробно см. в главе 10). Диалектическое единство адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации в процессе социализации обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Применительно к ОП главное – это идея развития. Со временем люди меняются, и ход этих изменений в какой-то степени устойчив и не случаен, а следовательно, предсказуем. Многие изменения будут полезными и желательными как для человека, так и для организации. Как сознательные, так и бессознательные стадии развития личности отмечены разнообразными кризисами переходных периодов («культурный и организационный шок» при вхождении в организацию и др.).
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тест по ОЗ 8 класс1. Любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям, называется1) социальной группой2) конфликтной группой3) классом4) репрезентативной группой2. Совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества, называется1) социальной группой2) социальной структурой3) социальной стратой4) структурой экономики3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?А. Социальное падение, как и восхождение, могут совершать целые социальные группы.Б. Вертикальная социальная мобильность связана с изменениями социального положения в пределах одной и той же страты.1) верно только А2) верно только Б3) верны оба суждения4) оба суждения неверны4. Место человека в социальной структуре общества называется1) социальной стратой2) социальной сферой3) социальной группой4) социальным статусом5. Переход людей из одних общественных групп в другие называется1) социальной стратификацией2) социальной дифференциацией3) социальной мобильностью4) социальной нестабильностью6. Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по получения той доли общественного богатства, которой они располагают, называются1) стратами2) классами3) маргиналами4) люмпенами7. Человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм и ценностей, называется1) вождём2) «человеком в футляре»3) маргиналом4) люмпеном8. Представитель деклассированных слоёв населения, не имеющий никакой собственности и живущий случайными заработками, называется1) пролетарием2) лишним человеком3) маргиналом4) люмпеном9.Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл1. «Общего у людей только одно: все они разные» (Р. Зенд2. «Человек — мера всех вещей» (Протагор).3. «Детей нет, есть люди» (Януш Корчак).
1) 1
2) 2
3) 2
4) 4
5) 3
6) 2
7) 3
8)4
9) не понятен вопрос надо просто раскрыть смысл или написать мини сочинение .