После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры - сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей русской нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.
В области образования на белорусских землях происходили следующие изменения:
Во-первых, Беларусь потеряла единственное высшее учебное заведение. В марте 1864 г. был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. Кроме того, в 1866 г. в университетах и институтах России вводилась процентная норма для студентов-католиков. Это ограничение рас и на белорусов католического вероисповедания. На пути к высшему образованию ставились препятствия, поскольку царское правительство не хотело умножать шляхетскую интеллигенцию (будущих сепаратистов) в Беларуси, а в дальнейшем так и не разрешило возобновить здесь деятельность хотя бы одного светского высшего учебного заведения.
Во-вторых, власти уволили из белорусских школ всех учителей католической веры, а взамен вызвали работников школы из Центральной России.
В-третьих, в стране в 1864 г. была проведена школьная реформа, которая в Беларуси должна была укрепить и усовершенствовать русскую школу. Реформа давала права открывать народные, а с 1872 г. и городские училища, которые подчинялись Министерству народного образования. Все остальные начальные школы разных ведомств и частных лиц закрывались. Мужские гимназии делились на два типа – классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые – естественных. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища.
В-четвертых, начальное образование в деревне в значительной степени попало под контроль православной церкви. С 1884 г. в Беларуси вместе с народными училищами стали открываться церковноприходские школы (ЦПШ), которые содержались на средства духовного православного ведомства. Нигде в России не было так много ЦПШ и нигде начальное образование не имело такую религиозно-русификаторскую направленность.
В-пятых, создавалась местная система подготовки учительских кадров для начальных школ. Для этой цели служили учительские семинарии. Первая учительская семинария открылась в Молодечно в 1864 г. Она стала первой в России. Затем такие же учреждения появились в Несвижс Минской губернии, Свислочи Гродненской и Полоцке. Семинаристам запрещалось разговаривать по-белорусски. Все белорусское высмеивалось, связывалось с безграмотностью, невежеством. Ученики из деревень начинали стыдиться своей национальной принадлежности, стремились быть похожими на ту интеллигенцию и урядников, что приехали из России. Но «болезнь» денационализации затем у многих проходила и воспитанники семинарий становились активными участниками национально-освободительного движения.
Alyona
23.11.2021
Род — одна из форм социальной организации. представляет собой группу людей, возводящих своё происхождение к общему предку — основателю рода или родоначальнику — по одной (материнской либо отцовской) линии. пример: рюриковичи, романов. племя - объединение людей, связанных родовыми отношениями, общим языком и территорией. пример: племя . нация - сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. пример:
cheshirsky-kot
23.11.2021
Моисе́й (иврит мо́ше) — в библии первый пророк, основатель религии яхве, законодатель и вождь израильских племен, возглавивший их исход из египта и основание государства в ханаане (палестине). вопрос, какие события отражены в книге исход, является дискуссионным. по наиболее принятой точке зрения, они происходили в период правления 19-ой династии фараонов египта. по библии (книга исход), моисей происходил из колена левия, был сыном амрама и иохаведы, братом аарона и пророчицы мариам. в то время, когда он родился, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, поэтому мать скрывала моисея в течение трех месяцев, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках. здесь его нашла дочь фараона, которая дала его на воспитание кормилице, по чудесному совпадению оказавшейся родной матерью моисея. дочь фараона полюбила моисея как родного сына. но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. убив египтянина, моисей скрывается в земле мадиамской. он женится на сепфоре, дочери священника из этой земли. в гл. 3 кн. исход описывается явление моисею на горе хорив (синайский полуостров) ангела яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). бог наделяет моисея способностью творить чудеса и посылает вывести из египта сынов израилевых. поскольку моисей косноязычен, его брат аарон говорит от его имени.моисей и аарон приходят к фараону и требуют отпустить свой народ, но фараон лишь вводит для евреев новые повинности, и они ропщут на моисея. после чудесного превращения жезла аарона в змея, пожравшего посохи-змеи египетских магов, яхве через моисея насылает десять казней египетских. фараон отпускает евреев, но затем пускается за ними в погоню. воды чермного (красного) моря по знаку моисея расступаются перед евреями, но фараон со своим войском тонет (возможно, такие явления наблюдались в лиманах красного моря, есть свидетельства древнегреческих ).начинаются блуждания по пустыне синайской. народ не раз ропщет на моисея; он делает горькую воду сладкой, высекает воду из скалы, яхве через него посылает народу манну небесную. первое военное столкновение с амаликитянами разрешается молитве моисея, поднимающего руки с жезлом на вершине холма; когда моисей устает, руки ему поддерживают аарон и ор (17: 8-16). через три месяца после исхода народ выходит к синайской горе. моисей восходит на гору, где получает весть о грядущем явлении яхве. весь народ обязуется блюсти ритуальное воздержание, в установленный день гора синай колеблется, разражается гроза. моисей всходит на гору и получает скрижали с «десятью заповедями». народ в страхе отступает от горы, моисей же «вступает во мрак, где бог» (20, 21). к заповедям добавляются другие предписания. затем наступает миг заключения «завета»: народ израиля обещает исполнять слова яхве. моисей снова уходит на гору на 40 дней и ночей. он получает указания об устройстве скинии и ковчега завета, о посвящении аарона и его потомков для священнического служения и др. однако в это время народ и даже аарон нарушают завет: в ответ на требования зримого и единого бога аарон изготавливает «золотого тельца». яхве предлагает моисею истребить весь народ и произвести новый из потомков самого моисея, но по молитве моисея погибель народа отвращена. отступников жестоко казнят. и в дальнейших странствиях возникает ропот против моисея, но зачинщики (корей, дафан и авирон; книга чисел, 16: 3) гибнут от «божьего суда». моисей водит народ по пустыне 40 лет, до тех пор, пока ему исполняется 120. ему самому не дано увидеть землю обетованную, так как он отступал от своего пастырского долга. перед смертью ему подарена возможность бросить взгляд на вожделенную землю с горы нево. преемником моисей назначает иисуса навина.
Ответить на вопрос
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Подготовить сообщение " развитие белорусской науки в ХХІ в”.
После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры - сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей русской нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.
В области образования на белорусских землях происходили следующие изменения:
Во-первых, Беларусь потеряла единственное высшее учебное заведение. В марте 1864 г. был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. Кроме того, в 1866 г. в университетах и институтах России вводилась процентная норма для студентов-католиков. Это ограничение рас и на белорусов католического вероисповедания. На пути к высшему образованию ставились препятствия, поскольку царское правительство не хотело умножать шляхетскую интеллигенцию (будущих сепаратистов) в Беларуси, а в дальнейшем так и не разрешило возобновить здесь деятельность хотя бы одного светского высшего учебного заведения.
Во-вторых, власти уволили из белорусских школ всех учителей католической веры, а взамен вызвали работников школы из Центральной России.
В-третьих, в стране в 1864 г. была проведена школьная реформа, которая в Беларуси должна была укрепить и усовершенствовать русскую школу. Реформа давала права открывать народные, а с 1872 г. и городские училища, которые подчинялись Министерству народного образования. Все остальные начальные школы разных ведомств и частных лиц закрывались. Мужские гимназии делились на два типа – классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые – естественных. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища.
В-четвертых, начальное образование в деревне в значительной степени попало под контроль православной церкви. С 1884 г. в Беларуси вместе с народными училищами стали открываться церковноприходские школы (ЦПШ), которые содержались на средства духовного православного ведомства. Нигде в России не было так много ЦПШ и нигде начальное образование не имело такую религиозно-русификаторскую направленность.
В-пятых, создавалась местная система подготовки учительских кадров для начальных школ. Для этой цели служили учительские семинарии. Первая учительская семинария открылась в Молодечно в 1864 г. Она стала первой в России. Затем такие же учреждения появились в Несвижс Минской губернии, Свислочи Гродненской и Полоцке. Семинаристам запрещалось разговаривать по-белорусски. Все белорусское высмеивалось, связывалось с безграмотностью, невежеством. Ученики из деревень начинали стыдиться своей национальной принадлежности, стремились быть похожими на ту интеллигенцию и урядников, что приехали из России. Но «болезнь» денационализации затем у многих проходила и воспитанники семинарий становились активными участниками национально-освободительного движения.