Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Прочитайте текст, охарактеризуйте основные функции религии в современном обществе. Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности: посредством системы культовых действий она организует повседневную жизнь, в процессе освоения вероучения формирует мировоззрение, побуждает человека задуматься о смысле собственного существования. Место и значение религии в обществе определяются исполняемыми ею функциями, к которым можно отнести регулятивную, воспитательную, мировоззренческую, компенсаторную, коммуникативную, интеграционную, культурную. Важнейшей функцией религии является регулирование поведения индивидов, социальных групп. Регулятивная функция религии основывается на аккумулированном ею нравственном опыте многих поколений людей, в сжатом виде выраженном, в заповедях, моральных канонах различных религий. Религия не только устанавливает определенные рамки свободы человека, но и побуждает его к усвоению неких позитивных нравственных ценностей, достойному поведению, и в этом проявляется связь регулятивной и воспитательной функций. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря системе взглядов, отражающих картину мира, сущность человека и его место в мире. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия снимает социальное и душевное напряжение человека, возмещает недостатки или дефицит светского общения религиозным общением. Особенно отчетливо эта функция реализуется в молитве и покаянии, при совершении которых человек переходит от подавленности, душевного дискомфорта к состоянию облегчения, успокоения, прилива сил. Религия выполняет также коммуникативную функцию, являясь средством общения верующих. Это общение разворачивается в двух планах: в плоскости диалога с Богом и «небожителями», а также в контакте с другими верующими. Общение осуществляется прежде всего посредством культовых действий. Из курса отечественной и зарубежной истории вам известно немало примеров того, как религия может выступать фактором интеграции общества, - достаточно вспомнить роль иерархов Русской православной церкви, например преподобного Сергия Радонежского, в объединении русских земель, борьбе с захватчиками. Направляя и объединяя усилия отдельных индивидов, социальных групп, религия социальной стабильности или утверждению нового вспомним, например, роль протестантизма в становлении буржуазного общества. Однако религиозная интеграция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает, с другой - разъединяет, примером чему являются многочисленные религиозные войны и конфликты. Культурная функция состоит в том, что религия сохраняет и транслирует социальный опыт человечества, являясь неотъемлемой частью культуры человеческого общества.
В средневековой культуре представления во многом формировали деятели церкви.
Они стремились общественные отношения объяснить по образцу отношений человека и бога.
Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует христианское духовенство.
Средневековые городские праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями, маскарадами восходили к языческим культам и обрядам.
Так, новогодний римский языческий праздник календ, которому церковь противопоставила свой рождественский цикл, в Византии справлялся вплоть до XIII века.
Новогодним календам (1—5 января) предшествовали врумалии (с 24 ноября по 17 декабря), сопровождавшиеся карнавальными шествиями ряженых и плясками, которые первоначально имитировали различные действия при уборке урожая и изготовлении вина.
Ряженые лихо плясали и распевали песни, в которых высмеивались церковнослужители и судейские чиновники.
Служители христианской церкви нещадно преследовали вольные игры народа, объявляя их «порождением дьявола».
Народные забавники гистрионы существовали у всех народов Европы. В разных странах их называли по-разному: жонглерами, шпильманами, и т. д.
В России они назывались скоморохами.
Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века.
Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век, т. е. падает на время возникновения средневековых городов.
Ваганты (derlei vagantes — лат. – «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо школярами, либо разжалованными священниками.
Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны.
Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш».
Театральные представления средневековья:
Миракль.
Само название миракль происходит от латинского слова «чудо».
И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т.д. С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную мораль, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми.
В первом из известных нам мираклей – «Игра о святом Николае» (1200)-в центре внимания было чудо, совершенное святым для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах.
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале – из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка.
Мистерия.
Мистерия явилась выражением расцвета средневекового города, его культуры.
Она выросла из так называемых - городских процессий в честь религиозных праздников, в честь торжественных выездов королей. Из этих празднеств постепенно складывалась площадная мистерия, использующая ранний опыт средневекового театра.
Ярким примером ранней мистерии может служить огромная (50 тысяч стихов, 242 действующих лица) «Мистерия Ветхого завета», содержавшая 38 отдельных эпизодов.
Ее главными героями были Бог, ангелы, Люцифер, Адам и Ева. В мистерии показывалось сотворение мира, восстание Люцифера против Бога, библейские чудеса.
Фарс.
Фарс долгий путь скрытого развития. Само название происходит от латинского farta («начинка»).
Он высмеивает солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, дворян, купцов. Остро подмеченные и обрисованные черты характеров несли сатирически заостренный жизненный материал.Главными принципами актерского искусства для фарсеров были характерность, доведенная до пародийной карикатуры.
Карнавалы
Празднества карнавального типа и связанные с ними смеховые действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место.
Кроме карнавалов с их площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые праздники дураков (festa stultorum) и праздник осла, существовал особый, освященный традицией вольный пасхальный смех.
Более того, некоторые церковные праздники имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную смеховую сторону.
Таковы, например, так называемые храмовые праздники, обычно сопровождаемые ярмарками и площадными увеселениями.
Карнавальная атмосфера царила также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда.
И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.
Шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.).
(Праздничная культура средневековья)
поставь заранее