экономическая сфера возникла одновременно с появлением общества. Для того чтобы выжить, человек вынужден был при к тяжелым условиям окружающей среды. Первоначально человек брал от природы все, что нужно, в готовом виде. Современные ученые назвали этот производства присваивающей экономикой. Постепенно люди вместо собирательства и охоты начинают заниматься земледелием и скотоводством. Происходит переход от присваивающей экономики к производящей. Процесс труда усложнялся, орудия труда совершенствовались. Результат труда стал зависеть от отдельной семьи. По мере перемещения и взаимодействия родоплеменных объединений родовые связи заменялись территориальными, родовая община трансформировалась в соседскую. Если в родовой общине существовали кровно-родственные связи между ее членами и общность имущества, то в соседской общине каждая семья обладала обособленным имуществом и собственностью на орудия труда и производимую продукцию, что создало основу для появления частной собственности.
3. В каких условиях и почему появилась частная собственность?
Частная собственность появилась в условиях существования цивилизации. Первой цивилизацией была шумерская. Общество шумеров имело социальное расслоение из-за того, что разные сегменты общества имели разное имущество. По сути, шумерское общество было классовым. Частная собственность там была как у знати, также как и у рабов, передавалась по наследству по мужской линии. Более того, у шумеров даже было право собственности и законы касаемые наследования.
4. Охарактеризуйте социальную сферу общества. Как развивались социальные отношений на протяжении истории?
Социальная сфера общества – сфера отношений между разными группами, где каждая группа преследует удовлетворение своих интересов. Также социальная сфера – сфера воспроизводства, сфера социального обеспечения, совокупностью экономических отраслей. Социальные отношения складывались, основываясь на хозяйственной деятельности человека. Как было сказано выше, у человека появляется какое-то имущество, а у другого больше – у каждого есть собственность, на основе которой формируется социальное расслоение. А дальше взависимости от политики и управления формируются социальные отношения: какие-то сегменты общества угнетаются, каким-то даруется больше прав, и наоборот. И у каждого сегмента есть интересы, которые он намерен защищать и удовлетворять, так и развиваются общественные отношения в социальной сфере.
5. Что такое власть? В чем отличие власти в первобытном обществе от власти государства?
По Максу Веберу – власть – вероятность того, что одно лицо будет в состоянии осуществить свою волю, несмотря на сопротивление. По Роберту Далю – власть – ситуация, когда А имеет власть над Б так, что А может заставить сделать Б то, чего тот никогда бы не сделал. По Блоу – власть лица или целой группы навязывать свою волю, несмотря на сопротивление, посредством устрашения или остановки поощрения. К этим позициям можно относиться по-разному, но в целом – это доминирование воли одного субъекта в общественных отношениях.
В первобытном обществе власть не имеет территориального характера, а опирается на авторитет. В государстве власть ограничена государственной территорией. Относительно самоуправления в первобытном обществе в общественной жизни, государственная власть направлена на принуждение. В первобытном обществе важным было происхождение и род человека, для государственной власти важно где человек живет. Основа деятельность публичной власти в первобытном обществе – авторитет, а в государственной – легитимность. Регулирование общественных отношений происходило согласно обычаям, а при власти государства – посредством юридических норм. Также власть государства устанавливает налоги, чего не было в первобытном обществе. У государственной власти более разветвленный аппарат, чем у власти в первобытном обществе.
6. Какое устройство общества называется «военная демократия»? Как оно повлияло на становление государства?
Военной демократией Льюис Морган (человек, который придумал термин «военная демократия») называл первобытное общество, точнее переход от первобытного общества к государству.
На становление государства это повлияло так: уже были граждане с правами (но только это были взрослые и здоровые мужчины), право – наличие оружия и присутствие на народном собрании. В военной демократии власть вождя или старейшин усиливается, и если сначала их выбирают, то потом они передают власть по наследству. У военной демократии есть своя армия – дружина, которая нужна для воин (особое хозяйствование, которое позволяет получить постоянную дань и ресурсы).
7. В чем состоят особенности духовной сферы общества?
Особенности духовной сферы общества заключаются в том, что эта сфера основывается на взаимодействии религии, искусства, науки, нраственности. Эта сфера духовных потребностей человека, здесь формируются духовные ценности, гипотезы, теории, религии и так далее. А еще достижения духовной сферы сохраняются, распространяются одними людьми и потребляются другими, и в этих процессах посредниками становятся школы, библиотеки, музеи и так далее.
8. Охарактеризуйте понятие культуры. Каковы ее составляющие?
Культура – разные проявления человеческой деятельности. Культура состоит из разных форм самовыражения человека, самопознания, накопления навыков и умений, правил определенного правильного поведения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
ОЧЕНЬ Б. ДАМ 1. Что такое бытие? В чем отличие реального и идеального бытия?2. Какие формы бытия вы знаете? Объясните их.3. Какую роль играет сознание в жизни человека?4. В чем состоит взаимосвязь сознательного и бессознательного?5. Охарактеризуйте уровни бессознательного.6. Как взаимодействуют индивидуализированное духовное и объективированное духовное?7. Как взаимосвязаны бытие и сознание? В чем состоит различие взглядов на этот вопрос идеалистов и материалистов?8. Какими бывают формы сознания? Что такое общественное сознание?9. Что такое самосознание? Каковы его формы? В чем состоят предпосылки формирования самосознания?10. Гегель пишет: «Солнце, луна, горы, реки, вообще окружающиенас предметы природы — суть, они обладают для сознания авторитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно признает и с которою оно сообразуется всвоем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими...Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы природы воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности».Объясните, как Гегель объясняет взаимодействие индивидуализиро-ванного духовного и объективированного духовного.
1.Категории дух, душа, сознание в истории философии и современном понимании.
2.Сознание и язык.
3.Философия языка Л. Витгенштейна.
4.Понятие бессознательного в психоанализе З. Фрейда.
5.Сущность символа и его роль в культуре.
6.«Я» Дж. Беркли.
7.Язык в философии М. Хайдеггера.
8.Сознание и самосознание.
9.Генезис сознания с точки зрения теории отражения.
10.Мифосознание как форма духовного освоения мира.
не точно правильно но проверено