После восстания 1863 г. для культурной жизни Белорусского края были характерны две основные тенденции: становление профессиональной (элитарной) белорусской культуры - сферы творческой деятельности художественной интеллигенции и усиленный культурный взаимообмен между народами, которые населяли белорусские земли. Со стороны господствующей русской нации этот обмен приобретал форму насильственной русификации нерусского населения.
В области образования на белорусских землях происходили следующие изменения:
Во-первых, Беларусь потеряла единственное высшее учебное заведение. В марте 1864 г. был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. Кроме того, в 1866 г. в университетах и институтах России вводилась процентная норма для студентов-католиков. Это ограничение рас и на белорусов католического вероисповедания. На пути к высшему образованию ставились препятствия, поскольку царское правительство не хотело умножать шляхетскую интеллигенцию (будущих сепаратистов) в Беларуси, а в дальнейшем так и не разрешило возобновить здесь деятельность хотя бы одного светского высшего учебного заведения.
Во-вторых, власти уволили из белорусских школ всех учителей католической веры, а взамен вызвали работников школы из Центральной России.
В-третьих, в стране в 1864 г. была проведена школьная реформа, которая в Беларуси должна была укрепить и усовершенствовать русскую школу. Реформа давала права открывать народные, а с 1872 г. и городские училища, которые подчинялись Министерству народного образования. Все остальные начальные школы разных ведомств и частных лиц закрывались. Мужские гимназии делились на два типа – классические и реальные. Первые специализировались на гуманитарных науках, вторые – естественных. Позже реальные гимназии были преобразованы в реальные училища.
В-четвертых, начальное образование в деревне в значительной степени попало под контроль православной церкви. С 1884 г. в Беларуси вместе с народными училищами стали открываться церковноприходские школы (ЦПШ), которые содержались на средства духовного православного ведомства. Нигде в России не было так много ЦПШ и нигде начальное образование не имело такую религиозно-русификаторскую направленность.
В-пятых, создавалась местная система подготовки учительских кадров для начальных школ. Для этой цели служили учительские семинарии. Первая учительская семинария открылась в Молодечно в 1864 г. Она стала первой в России. Затем такие же учреждения появились в Несвижс Минской губернии, Свислочи Гродненской и Полоцке. Семинаристам запрещалось разговаривать по-белорусски. Все белорусское высмеивалось, связывалось с безграмотностью, невежеством. Ученики из деревень начинали стыдиться своей национальной принадлежности, стремились быть похожими на ту интеллигенцию и урядников, что приехали из России. Но «болезнь» денационализации затем у многих проходила и воспитанники семинарий становились активными участниками национально-освободительного движения.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Дайте характеристику различных форм общественного сознания
мораль — форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом.
политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей и целостных теоретических систем, отражающих коренные интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.
право — это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. правосознание — это знание и оценка права. на теоретическом уровне правосознание предстает в виде правовой идеологии, которая является выражением правовых взглядов и интересов больших социальных групп.
эстетическое сознание есть осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов.
религия — это форма общественного сознания, основой которой становится вера в сверхъестественное. она включает в себя религиозные представления, религиозные чувства, религиозные действия.
философское сознание — это теоретический уровень мировоззрения, наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления и всеобщем методе их познания, духовная квинтэссенция своей эпохи.
научное сознание — это систематизированное и рациональное отражение мира в специальном научном языке, опирающееся и находящее подтверждение в практической и фактической проверке своих положений. она отражает мир в категориях, законах и теориях.