в педагогической практике основными межличностных конфликтов являются:
1) ученик-ученик.
- стремление к лидерству в микрогруппе
- демонстрация личного превосходства (между м и д)
- отсутствие сострадания, цинизма.
2) ученик-учитель.
- возникают в старших классах, доминирование концепции "я-взрослый", стремление к автономии, самостоятельному решению проблем
- острая и резкая реакция на замечания
- конфликты могут возникать и из-за несправедливых оценок.
3) учитель-учитель.
- соперничество между преподавателям.
- демонстрация превосходства опытных учителей над новыми,молодыми педагогами.
- создание благоприятного впечатления не деятельностью, а ее имитацией (самореклама).
особенности педагогических конфликтов
• профессиональная ответственность учителя за педагоги¬чески правильное разрешение ситуации: школа — модель общества, где ученики усваивают социальные нормы отношений между людьми;
• участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель — ученик), чем и определяется разное поведение в конфликте;
• разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;
• различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику — справиться со своими эмоциями, подчинить разуму;
• присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
• профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; — всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;
• конфликт в педагогической деятельности легче , чем успешно разрешить.
возрастная периодизация и выделение характерных для каждого возраста ситуаций и конфликтов возможность учителю ориентироваться в тех причинах, которые нарушают взаимодействие с учениками.
в общем плане такими причинами могут быть действия и общение учителя, особенности личности ученика и учителя, общая обстановка в школе. по мнению м.м. рыбаковой, среди конфликтов между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:
деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных поведения поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. … норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям. 2. … норма - своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком 3. … норма – это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. 4. … недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека, либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание. 5. … недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека. 6. … недостаток – совокупность и (или) психических недостатков. 7. … - система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на исправление или ослабление и (или) психических нарушений 8. … - возмещение в той или иной мере неразвитых, нарушенных или утраченных функций и состоянии за счет перестройки или усиленного использования сохранных функции 9. … - приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и собственными потребностями, мотивами и интересами 10. … - это восстановление нарушенных функций организма и трудо¬способности, достигаемое применением комплекса медицинских, педагогических и социальных мероприятий 11. … - это первоначальное формирование нарушенной способности к чему-либо (применяется по отношению к детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья) 12. … - двусторонний процесс, предполагающий формирование способностей личности к жизнедеятельности, а также активное воспроизводство системы социальных связей индивидом.