Думаю, что необходимо особо подчеркнуть, то, что только совокупность дидактических принципов обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение дидактических принципов позволит успешно решить задачи современной школы.
Думаю, что необходимо особо подчеркнуть, то, что только совокупность дидактических принципов обеспечивает успешное определение задач, выбор содержания, методов, средств и форм обучения. Недопустима гиперболизация того или иного принципа, т.к. это оборачивается снижением эффективности решения одних образовательных и воспитательных задач за счёт др. Точно так же недооценка отдельных принципов будет вести к снижению эффективности обучения. Только целостное применение дидактических принципов позволит успешно решить задачи современной школы.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Какой вклад в развитие психологии внесли гладиаторские школы в Древнем Риме?
Психологические идеи Древнего Рима
В Древнем Риме продолжалось развитие знаний о психике человека. Наиболее важной проблемой для древнеримских мыслителей являлась проблема души, которая активно разрабатывалась в трудах многих мыслителей. Наибольший вклад в развитие психологического знания внесли Цицерон Л. Кар, К. Гален.
Цицерон (106-43 гг. до н.э.), древнеримский философ, политик, оратор, автор трудов «Республика», «Закон», «Оратор», «О природе богов». Воззрения Цицерона на сущность души включали в себя идею о том, что разумная душа оживляет тело, являющееся для неё вместилищем. Цицерон полагал, что человек отличается от животного разумной душой. Благом для человека является деятельность, направленная на усовершенствование души и тела. Качествами идеального человека, по Цицерону, являются: знание, мудрость, мужество и справедливость. Цицероном была высказана идея о том, что всегда есть возможность для утешения и лечения души.
Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.), древнеримский философ и поэт, великий просветитель античности. Биографические сведения о Лукреции Каре немногочисленны. Сохранился его главный философский труд «О природе вещей», из которого следует, что Лукреций Кар разделял взгляды Демокрита и с атомистического принципа стремился дать объяснение всем явлениям окружающей действительности. Лукреций Кар считал, что душа материальна и является прижизненным спутником человека, и что говорить о потусторонней жизни души бессмысленно. Душа - это подвижная субстанция, состоящая из воздуха и огня. Душа неоднородна и имеет две стороны: «аниму» и «анимус». Анима рассеяна по всему телу человека и отвечает за растительные функции организма. Анимус (Дух), локализуется в области груди, являясь более совершенной частью души, которая наделяет человека чувствительностью и разумом.
Лукреций Кар полагал, что причиной возникновения всех вещей в природе являются так называемые первичные тельца, которые распадаются после своей гибели. Первичные тельца неделимы, крепки и отличаются друг от друга конфигурацией и весом. Жизнь на земле возникла в результате случайного сочетания первичных телец.
Лукреций Кар, будучи противником религиозных (мифологических) объяснений возникновения жизни, полагал, что источником религии является страх, а в основе прогресса человечества лежат потребности, опыт и разум.
Лукрецием Каром была высказана идея о том, что человек воспринимает предметы окружающего мира с так называемых «специй», микроскопических образов, истекающих от предметов и попадающих в органы зрения. По мнению Лукреция Кара, источником заблуждения человека являются его суждения.
Клавдий Гален (130-200 гг. до н.э.), древнеримский мыслитель и врач, автор первого целостного описания анатомии человека. Гален долгое время был врачом у гладиаторов; занимаясь вскрытием трупов, он детально изучил основные физиологические системы организма человека, представив данную информацию в фундаментальном труде «О частях человеческого тела».
По мнению Галена, органами души человека являются мозг, сердце и печень. Локализующаяся в мозге часть души отвечает за разум человека, благодаря психической пневме, под которой подразумевается очищающаяся на пути в мозг кровь. Находящаяся в сердце часть души отвечает за проявление эмоций и аффектов. Локализующаяся в печени часть души отвечает за проявление потребностей и влечений.
Клавдий Гален сделал попытку описания строения нервной системы человека, предположив, что она является основой человеческой души. Гален считал, что нервные волокна по своему составу идентичны головному мозгу и представляют собой своего рода жгуты, по которым движется психическая пневма. Галеном была разработана типология нервов и выделены два типа нервов: мягкие и твёрдые. Мягкие обеспечивают перемещение психической пневмы к органам чувств, а по твёрдым нервам психическая пневма перемещается к мышцам. Гален считал, что каждому органу чувств соответствует определённый вид пневмы, сообразный типу раздражителя, воздействующего на тот или иной орган чувств (у глаза пневма зрительная, у уха - звуковая и т.д.).
Занимаясь разработкой проблемы аффектов, Гален высказал предположение о том, что аффекты необходимо рассматривать в контексте изменения состояния крови. Придавая большое значение роли крови в организации жизнедеятельности организма, Гален сделал вывод о том, что темперамент человека зависит от преобладания венозной или артериальной крови. В первом случае люди медлительны, пассивны и заторможены, во втором люди энергичны и активны.
Объяснение: