Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
404. выпиши сначала предложения, в которых есть формообразующие частицы, а затем предложения, в которых есть смысловые частицы. ука- жи разряды частиц. 1. голова лаврецкого скол_зила (на)бок он открывал гл_за. те же п_ля те же ст_пные виды стёртые подковы пристяжных попереме_о св_ркают сквозь в_лнистую пыль. 2. ямщик пов_рнул к в_ротам ост_новил л_шадей.4 лакей лаврецкого пр_поднялся на козлах и как бы готовился соск_чить. ра_дался сиплый глухой лай но с_бака да- же (н_)показалась. 3. давай посв_ти барину ск_зал л_сник девочке. (и.с. тургенев); 4. неужели это пр_красное чу_ство было з_глушено во мне любов_ю к серёже и ж_ланием казат_ся перед ним таким же моло_цом, как и он сам? (л.н. толстой) 5. тёме было ску_но и он пр_дум_вал, чем бы ему ещё развлеч_ся. (н.г. гарин-михайловский)
как часто мы браним осень, называем ее скучной, тоскливой порой…
может быть, мы правы? осенью короче становятся наши прогулки, тускнеет игра света и тени. фасады домов делаются какими-то скучно гладкими, все на одно лицо. а иногда кажется, что неба вовсе нет: одна серая пелена.
осенний скучный день. от долгого дождя
и камни мостовой, и стены зданий серы;
в туман окутаны безжизненные скверы,
сливаются в одно и небо, и земля.
в.брюсов.
то ли дело «волшебница зима»: все блестит, весело как-то, свободно – и по льду через речку можно перебежать, и с горы вмиг на лыжах слететь, как на крыльях….
или лето: тепло, вольно; и в лесу, и в поле – везде свой, полежать и побродить можно всюду.
ну а осень? что в ней хорошего? – думают обычно. а ведь и она совсем не скучна. хотите, попробуем совершить путешествие в осень? из всех времен года она – самая застенчивая, и трудно бывает проследить ее шаги. но ведь есть живопись, стихи, музыка – они нам.
да и сама осень так разнообразна! осень красок, осень ветров, осень дождей. каждая пора прекрасна по своему, но в природе они не разграничены четко
в мирную осень, полную вспыхнувших вдруг красок, врываются дожди и ветры. но золото осени еще не тускнеет. и после дождя она полна свежести и сияния. даже лужи праздничны; золотые звезды кленовых листьев делают их похожими на ночное небо. да и поздняя осень с хаосом дождей и ветров вдруг дарит дни, полные такой тихой и ясной задумчивости, что кажется: зима не придет еще долго. и все же мы можем сказать, что есть три осени: осень красок, осень ветров, осень дождей.
начинается осень с особенной тишины. тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. все дела завершены: людям подарено тепло, выращен урожай, птицы успели вывести птенцов и начинают собираться на юг, белки заготовили на зиму в уютном дупле много припасов. и природа отдыхает. отдыхает от напряженной весны, когда надо было прогнать зиму и разбудить все живое, отдыхает от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз.
алексею константиновичу толстому близка эта мягкая задумчивость, эта тишина осени:
прозрачных облаков спокойное движенье,
как дымкой солнечной перенимая свет,
то бледным золотом, то мягкой синей тенью
окрашивает даль. нам тихий свой
шлет осень мирная. ни резких очертаний,
ни ярких красок нет …..
природа вся полна последней теплоты…
природа свободно справляет свой тихий праздник. вот эту тишину осени, ясную радость отдыха лучше всего передал левитан.
как удалось левитану красками передать тишину? ведь цвета на картине тревожно контрастны: нежно-золотая листва берез и мрачная, лиловая вода реки. в такой реке купаться уже не хочется. но посмотрите, как художник смягчает контраст этих ярких тонов. пятна света и тени лежат на широком поле, трава то золотится под лучом солнца, то становится серовато-пепельной от тонких облаков, закрывших его. легкие тени берез трепетно скользят по склону холма, спускаются к реке и густеют до холодного, тяжелого цвета воды.
а помните стихотворение тютчева, созвучное этой картине? оно не повторяет левитановскую «золотую осень», но так близко ей по настроению:
есть в осени первоначальной
короткая, но дивная пора –
весь день стоит как бы хрустальный,
и лучезарны вечера….
где бодрый серп гулял и падал колос,
теперь уж пусто всё – простор везде, -
лишь паутины тонкий волос
блестит на праздной борозде.
пустеет воздух, птиц не слышно боле,
но далеко еще до первых зимних бурь,-
и льется чистая и теплая лазурь
на отдыхающее поле…
поэт евгений баратынский в стихотворении «осень» тоже заметил, что тишина и медлительность дыхания осенних дней не только успокаивают, но и тревожат предчувствием опустошения:
и вот сентябрь! замедляя свой восход,
сияньем хладным солнце блещет,
и луч его в зерцале зыбком вод
неверным золотом трепещет.
седая мгла виется вкруг холмов;
росой затоплены равнины;
желтеет сень кудрявая дубов,
и красен круглый лист осины;
умолкли птиц живые голоса,
безмолвен лес, беззвучны небеса!
ведь осень так нарядна, так празднична. праздник осени описан в поэме ивана бунина «листопад».
лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный,
веселой, пестрою стеной
стоит над светлою поляной.
березы желтою резьбой
блестят в лазури голубой,
как вышки, елочки темнеют.
а между кленами синеют
то там, то здесь, в листве сквозной,
просветы в небо, что оконца.
лес пахнет дубом и сосной,
за лето высох он от солнца…
лес, точно терем расписной,
лиловый, золотой, багряный,
стоит над солнечной поляной,
завороженный тишиной.
когда в тишину осени врывается ветер, все приходит в движение:
закружилась листва золотая
в розоватой воде на пруду,
словно бабочек легкая стая
с замиранием летит на звезду.
с. есенин.