осенью 1907 года тукай приезжает (по сути, возвращается) в казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. с осени этого года начинается его период в казани - пять лет и восемь месяцев, которые он посвятит служению своему народу, своей родине. здесь он быстро входит в круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «аль-ислах» («реформа») — фатих амирхан и др. все свои творческие возможности тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «яшен» («молния»), «ялт-юлт» («зарница»).
к 1908 году в творчестве тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. такие его стихотворения, как «осенние ветры», «гнёт», «дача» (1911), «чего не хватает сельскому люду? » (1912), «надежды народа…» (1913), его близкая дружба с хусаином ямашевым (1882—1912) и стихотворение, посвященное его памяти («светлой памяти хусаина», 1912), свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. стихотворения «светлой памяти хусаина» и «татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством оптимизма. большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень заказанья — своей малой родины. в них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа. отвергая пресловутую «деревенскую идиллию», тукай трезво смотрел на сельскую реальность, стремясь охватить социальные контрасты её будней («чего не хватает сельскому люду? », «гнет», «возвращение в казань»).
несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. в начале мая 1911 года тукай пароходом приезжает в астрахань, по пути знакомясь с жизнью поволжья («дача», очерк «маленькое путешествие»). здесь тукай остаётся в гостях у своего друга поэта сагита рамиева. в астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем нариманом наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. весной 1912 года тукай решается на более значительное путешествие по маршруту казань — уфа — петербург. в уфе он встречается с м. гафури. эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. в петербурге тукай встречается с муллануром вахитовым, впоследствии видным революционером.
прожив в петербурге 13 дней, 6 (19) мая, тукай покидает столицу и отправляется в троицк, а затем в казахскую степь — пить кумыс, надеясь этим поправить своё здоровье. в казань возвращается в начале августа. в столице тукай работает в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжает писать.
габдулла тукай в больнице, 1913 годпоследние годы жизни и деятельности тукая свидетельствуют о том, что писатель, всё ближе постигая народную действительность, резко ощущал разлад с враждебным народу обществом и беспощадно осуждал все то, что могло бы лечь тенью на его гражданскую совесть («первое мое дело после пробуждения», «по случаю юбилея» и
2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут габдуллы тукая не стало, как писал горький, «от голода и чахотки»[9]. «татары в лице тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские газеты. тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской под знаменем реализма и народности.
габдулла тукай был похоронен на татарском кладбище ново-татарской слободы (казань).
дорогие читатели!
вы держите в руках специальный выпуск журнала «лучшие интерьеры», а точнее – краткую версию, или дайджест, летнего номера нашего издания. подготовлен дайджест для того, чтобы в рамках рекламной компании познакомить с «лучшими интерьерами» тех потенциальных читателей, кто ещё не видел или не покупал наш журнал.
коротко о том, зачем более двух лет назад был создан интерьерный журнал и для кого он предназначен. «лучшие интерьеры» – проект исключительно интерьерный. структура журнала проста, в нем две основные части: одна посвящена частным квартирам и домам, другая – интерьерам ресторанов, кафе, модных бутиков и салонов, сделанным профессиональными архитекторами и дизайнерами. небольшая рубрика «спецпроект» разделяет основные части и дает возможность насладиться красивыми композициями. принципиальное отличие журнала в том, что он представляет объекты из самых разных городов россии, ближнего зарубежья, европы, америки, азии. в репортажах главное внимание уделяется иллюстрациям, а небольшие текстовые комментарии содержат необходимую информацию для предоставления объекта.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Дополните рассказ: у меня часто возникали в голове всякие трудноосуществимые желания и фантазии.одно время я мечтал изобрести такой аппарат, с которого можно было бы у любого человека на расстоянии отключить голос.я даже придумал ему название ))