имена числительные отличаются многообразием типов словоизменения, поэтому большую часть учебного времени обычно занимает работа, связанная с усвоением норм склонения. если учитель не позаботится о том, чтобы школьники поняли необходимость и важность такой работы, то она не достигнет цели. чтобы
показать учащимся, что числительные – это не просто словесное выражение скучных арифметических значков, а важный грамматический разряд, на первом же уроке по теме можно провести небольшую беседу о роли числительных в нашей жизни.
например:
“как обойтись бы без числа наука
точная могла?
расчет во всяком деле нужен.
ты и с числительным будь дружен.
что такое – имя числительное и зачем оно нужно?
люди постоянно что-нибудь считают: дома, книги, страницы, дни, годы, месяцы, деньги и т. д. количество сосчитанных
предметов – число – обозначают особым словом – числительным.
если бы их не было, то не придумали бы (не было бы её вовсе) , а там, глядишь, и , и , и бы не стало. вот жизнь была бы у школьников!
или возьмем время. зачем его нужно отсчитывать? чтобы не дать ребенку
поспать лишние полчаса? !
нет, на свою голову придумали способ обозначить всё: время, деньги и многое другое. мы шутим, т. к. уверены. что вы так не думаете. в языке всё важно, всё нужно, всё интересно.
каждое числительное обозначает свое число (один, два, восемь, сто
двадцать три и т. д.) , а также порядок предметов при счете (первый, второй, двадцатый и т. д. )
на письме слова-числа часто заменяют цифрами. цифры гораздо удобнее, чем слова: они занимают меньше места, их быстрее можно прочесть и понять. люди любой национальности, говорящие на разных
языках, без перевода понимают значения цифр. но как бы ни удобны были цифры, в устной речи люди пользуются только словами.
кстати, а какая разница между числом и цифрой? такая же, как между звуком и буквой? не совсем. “число, – читаем мы в толковом словаре с. ожегова, – понятие
количества, величина, при которой производится счёт”. “цифра – знак, обозначающий число”.
числительные совмещают признаки существительного и прилагательного.
как и другие имена, числительные склоняются (изменяются по падежам) .
чисел в языке бесконечное
множество. а вот “счетных слов” не так уж и много. как же в таком случае нам удается обозначить каждое число словами? оказывается, это возможно потому, что от одного числительного образуется множество других.
вот, например, числительное шестнадцать. оно образовано от числительного
шесть. от этого же слова образовались сложные числительные шестьдесят и шестьсот. а из простых и сложных числительных можно образовать сколько угодно составных: шесть миллионов шестьсот шестьдесят шесть тысяч шестьсот шестнадцать.
так что считай себе да считай, числительных для любых
чисел хватит”.
подобная беседа вызывает у школьников живой интерес к цифрам, к изучению слов, обозначающих количество. после беседы учащимся можно предложить примеры “радостных”, “грустных” цифр, связанных со школьной жизнью, и в соответствии с темой урока (“общее понятие о
числительном”) определить группу названных числительных по значению (количественные и порядковые) .
интерес учащихся к статистике, цифре нужно поддерживать на протяжении всего изучения числительных, тогда грамматические сведения, которые нужно усвоить для правильного употребления
числительных, будут восприниматься школьниками как необходимое звено в овладении жизненно важным навыком. этого можно достигнуть специальным подбором текстов, а также особыми , требующими понимания усвоения навыка правильного употребления числительных, сочетаемости их с другими частями речи. чтение
таких текстов учащимся повысить речевую культуру и грамотность в широком смысле этого слова.
чудесный.долина.корзина.утрение.красивый
утренние лучи солнца разбудили меня и маленьких котят в корзине. я встала, подошла к окну и посмотрела на чудесную долину, украшенную по боках ярко зелеными деревьями, замечательными клубничными стебельками в пышно расстеленных по густой траве
цветах. я быстро переоделась и вышла в лесную долину. все пять котят, почуяв запах свежей, весенней прохлады выбежали за мной. красота долины сильно отличалась от той что я видела у
ну как текст? нормально? если да, то можно лучший ответ?
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Моя родина (1)мать моя вставала рано, до солнца. (2)я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расставить силки на перепёлок. (з)мать угостила меня чаем с молоком. (4)молоко это кипятилось в гли няном горшочке, сверху покрывалось румяной пенкой, а под той пенкой оно было пахучее, необыкновенно вкусное, и чай от него делался прекрасным. (5)это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону: я начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой вкусного чаю. (6)мало- я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. 1 потом и на даче, и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробужда ется, тоже начинает по-своему работать. 2 и часто-часто я думаю: что, если бы мы так для работы сво ей поднимались с солнцем! (9)сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости, жизни и счастья! (10)после чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. (11)ружья тогда у меня ещё не было, да и теперь ружьё в моей охоте необязательно. (12)моя охота была и тогда и теперь — в находках. (13)нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и, может быть, и никто ещё в своей жизни с этим не встречался. (м)хозяйство моё было большое, тропы бесчисленные. (15)мои молодые друзья! (16)мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. (17)мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и пока зывать. (18)для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водо ёмы. (19)в лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы. (20)рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. (21)а человеку нужна родина. (22)и охранять природу — значит охранять родину. пришвин михаил михайлович (1873-1954 гг.) — писатель, автор произведений о природе, рассказов для детей. а1 – а3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста, из четырех предложенных вам вариантов выберите один верный. а1. в каком предложении содержится информация, необходи мая для обоснования ответа на вопрос «почему рассказчик считает необходимым вставать рано»? 1 (1)мать моя вставала рано, до солнца. 2 (2)я однажды встал тоже до солнца, чтобы на заре расста вить силки на перепёлок. 3 (6)мало- я к этому утреннему вставанию так привык, что уже не мог проспать восход солнца. 4 (7)потом и на даче, и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробу ждается, тоже начинает по-своему работать. а2. укажите, в каком значении употребляется в тексте слово хозяева (предложение 16 1 собственники 2 полновластные распорядители 3 люди, которые ведут хозяйство 4 руководители, начальники а3. укажите, какое средство речевой выразительности использу ется в предложении «рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы».
а1)4
а2)3
а3)синекхода
20 символов