в настоящее время усилилось внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. об этом свидетельствует ряд положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение обучающихся к «базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности…»
духовно-нравственное воспитание – это процесс содействия восхождению детей к нравственному идеалу, через приобщение их к нравственным ценностям (добро, долг, верность, истинность, , отзывчивость, милосердие), пробуждение и развитие нравственных чувств (стыда, сострадания, долга любви и веры); становление нравственной воли (способности к служению добру и противостояние злу, терпения и терпимости, готовности к преодолению жизненных испытаний и противостоянию соблазнам, стремления к духовному совершенствованию); побуждение к нравственному поведению (послушание, служение отечеству).
основой в воспитании должны быть национальные духовно-нравственные традиции народа. педагог к.д. ушинский писал: «дух школы, её направление, её цель должны быть обдуманы и созданы нами самими, сообразно нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии. постигая отечественную культуру, связанную непосредственно с духовным опытом, школьник придет к осмыслению того, в какой стране он живет, какие ценности отстаивали его предки». поэтому в духовно-нравственном воспитании первостепенное значение имеет:
духовная атмосфера школы, а не обилие правил и требований; постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры; знания о правилах поведения, о культуре ребенку дать не трудно, важно начать вместе с ним его духовный путь; бездуховный учитель, владеющий самыми современными методиками, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников.классные часы, используемые в работе, объеденены в тематические блоки: «моя родина-россия», «город (поселок), в котором я живу», «мир внутри и вокруг меня».
-«моя родина-россия» предусматривает знакомство с государственной символикой, государственными, семейными и школьными праздниками.
-« город (поселок), в котором я живу» - знакомство с города богородицка, его символикой, людьми, прославившими родной край, местными музеями (дворец-музей графа бобринского, были организованы экскурсии на куликово поле, музеи города тулы).
-«мир внутри и вокруг меня» - формирование уважительного отношения к своему дому, своей семье, совершенствование отношений в коллективе. младшие школьники учатся понимать себя и других, давать правильную оценку своим и чужим поступкам.
в школе ежегодно проводятся :
1.акция «память, опаленная войной»;
2.акция «день матери»;
3.акция «братья наши меньшие»;
4.акция «поделись улыбкою своей».
жизнь современной школы невозможна без деятельного участия родителей. заинтересованность, увлеченность детей пробуждает интерес и у них, и это необходимо использовать, устанавливается неразрывная связь поколений.
для того чтобы общество выжило и сохранило свою уникальную культуру, должна существовать передача тех духовных ценностных ориентиров, на которых она держалась на протяжении сотен лет. разумное реформирование современной системы образования сегодня, новации в системе образования должны определяться идеей преемственности поколений.
важно выполнение этих с переосмыслением роли учителя. труд педагога должен быть направлен на духовно-нравственное становление личности. со стороны учителя должна быть искренняя любовь к детям, любовь к учительскому труду и особенно духовная радость, которую испытывает педагог в своей деятельности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Сочинить рассказ на тему перемена. опорные слова: урок, звонок, вставать, парты, звенеть, идти, дружно, коридор, играть, весело, столовая, завтрак, готовиться. следующий