... Роман Ауэзова «Абай» действительно является книгой, заслуживающей внимания.
Это первый большой роман, написанный казахским писателем, сыном народа, который до Великой Октябрьской социалистической революции, до 20-х годов текущего столетия, наравне с остальными народами так называемой окраины царской России, был в большинстве неграмотным.
Этот роман написал самый большой современный казахский писатель, историк и языковед Мухтар Ауэзов о своем предшественнике, основоположнике казахской письменной литературы, просвещенном будителе народа, казахском демократе второй половины XIX столетия Абае.
Автор книги Мухтар Ауэзов помнит еще со дней своей молодости тяжелые времена и условия жизни казахов. Прежде чем написать ее, он близко познакомился с условиями жизни, существовавшими на территории сегодняшнего Казахстана во второй половине XIX столетия.
Сюжет для своего романа Ауэзов подобрал не случайно. Он писал именно об Абае по той простой причине, что поэт занимает в истории казахской культуры особое место. Его нельзя обойти, потому что он стоит высоко над своими современниками. Ауэзова как писателя привлекло и то, что жизненная судьба основателя казахской письменной литературы была сама по себе очень интересной, полной драматических событий, свойственных времени, в которое он жил.
В возрасте 28 лет Абай окончательно разошелся со своим отцом. Он подружился с народными поэтами — акынами, начал основательно и последовательно заниматься казахским фольклором, изучил русский язык и увлекся русской литературой (произведениями Пушкина, Лермонтова, Крылова, Льва Толстого), которая до этого времени в казахских степях была совсем неизвестна. Он познакомился с русскими ссыльными — учениками Чернышевского.
По сегодняшний день, например, в Казахстане поют отрывки из «Евгения Онегина» Пушкина на мотивы, сочиненные Абаем. Они стали достоянием народа, поющие их в большинстве своем не имели представления, кто является автором этих песен. Их считали казахскими, созданными акынами.
Несмотря на то, что уже в молодости Абай написал много стихов, он долго оставался неизвестным, потому что авторство их приписывал своим ученикам. Только в 40 лет он открыл свое имя и стал широко известным поэтом. У Абая было много учеников, друзей и поклонников, но и немало врагов.
В ауле, где жил Абай, был сделан тщательный полицейский обыск, его учеников преследовали, а друзей из русских ссыльных отправляли подальше от этих мест. Однако все было напрасно. Слава Абая и любовь к нему простого народа беспрерывно росли. Часто издалека к нему приходили люди, чтобы он — человек мудрый и справедливый — рассудил их споры, дал совет. Акыны пели его песни, распространяли их по всему краю. И когда в 1904 г. Абай умер, о нем плакал весь народ.
А теперь несколько слов о казахах и их великой стране. На самом деле великой, потому что на площади теперешнего Казахстана можно свободно разместить 20 таких государств, как Чехословакия. На этой огромной площади живет, однако, немногим больше 6 млн. человек, 3,5 из которых — казахи. Остальное население составляют давно здесь осевшие русские, украинцы, узбеки, а также уйгуры и дунгане.
Почему на такой большой территории очень редкое население, видно из романа Ауэзова, где он пишет о катастрофических последствиях джута, т. е. о периодах, когда скромные выпасы бывают покрыты обледеневшим слоем снега, который овцы не могут разбить и гибнут от недостатка пищи. А если погибали стада, то вскоре умирали и люди. Только небольшая часть выпасов была защищена от морозных ветров. А эти выпасы забирали себе более сильные роды, в основном их правители.
До сих пор сохранилось много национальных костюмов и обычаев, потому что казахский народ, как и все другие народы, гордится своими традициями. Уничтожены пережитки феодализма. В казахские юрты пришло образование. До Великой Октябрьской социалистической революции большой редкостью являлся казах, который умел читать и писать. Два из сотни имели счастье получить в молодости основы образования. А это были, как явствует из судьбы самого Абая, только сынки богатых...
У
Объяснение:
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Устранить ошибкиустраните ошибки, связанные с немотивированным использованием слов, противоположных по значению.запишите правильный вариант предложений. скрытые в земле ископаемые еще не открыты.он открыто признался в том, что было скрыто от нас.бездействие может к аварии, так же как и неправильно действие.
СОСНА И ЕЛЬ
Хвойные деревья передают иное настроение и смысл, чем лиственные: не радость и грусть, не различные эмоциональные порывы, но скорее таинственное молчание, оцепенение, погружённость в себя.
Сосны и ели представляют часть угрюмого, сурового пейзажа, вокруг них царят глушь, сумрак, тишина. Приведём примеры из «Жениха», «Воспоминаний в Царском Селе», «Няне» и пятой главы «Евгения Онегина» Пушкина.
С тропинки сбилась я: в глуши
Не слышно было ни души,
И сосны лишь да ели
Вершинами шумели.
В тени густой угрюмых сосен...
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Пред ними лес; недвижны сосны
В своей нахмуренной красе...
Появление сосен и елей в этих произведениях не случайно — ещё у Жуковского “тёмный” бор, то есть сосновый лес, составляет часть , таинственно-пустынного пейзажа. В «Людмиле»: “...бор заснул, долина спит... // Чу!.. полночный час звучит”; в первой «Громобой» из «Двенадцати спящих дев»: “Из тёмной бора глубины // Выходит привиденье...”; во второй «Вадим»: “Безмолвен, дик, необозрим, // По камням бор дремучий...”; “Он смотрит — всё уныло; // Как трупы, сосны под травой // Обрушенные тлеют...”. Бор являет собой некую угрюмую тайну, полон загадочных звуков, глухих троп. У Бунина в стихотворении «Псковский бор»:
Вдали темно и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной
Стою и медлю — на пороге
В мир позабытый, но родной.
Достойны ль мы своих наследий?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей
Уводят к сказочным тропам.
С бором связано представление о чудесах, он сохраняет своё значение даже в стихах, лишённых сюжета. В поэзии Бунина очень много хвойных деревьев, что связано с особым чувством родины как глухой заброшенной стороны: “Под небом мертвенно-свинцовым // Угрюмо меркнет зимний день, // И нет конца лесам сосновым, // И далеко до деревень” («Родина»). У Бунина вообще преобладают безлюдные пейзажи, и эта пустынность во многом явлена через образы сосны или ели. Фантазию поэта влечёт туда, “где ельник сумрачный стоит // В лесу зубчатым тёмным строем, // Где старый позабытый скит // Манит задумчивым покоем...”
Ель и сосна часто живописуются чёрным, траурным цветом: “Под покровом чёрных сосен” (В.Жуковский); “Сосна так темна, хоть и месяц...” (А.Фет); “Чёрные ели и сосны сквозят в палисаднике тёмном...” (И.Бунин). Эта чернота хвойных деревьев сгущается от теней, образующих с ними одно живописное целое: “...И сосен, по дороге, тени // Уже в одну слилися тень” (Ф.Тютчев). У Е.Баратынского сосны отбрасывают двойную тень — от заходящего солнца и восходящей луны: “...Двойная, трепетная тень // От чёрных сосен возлегает...” («Эда»).
Несменяемая зелень вызывает ассоциации
хвойных деревьев с вечным покоем, глубоким сном, над которым не властно время, круговорот природы: “...И дремлют ели гробовые” (В.Жуковский); “И дикая краса угрюмо спит” (А.Кольцов); “И тихо дремлет бор зелёный” (И.Бунин).
Сосны и ели означают не только покой сна, но и покой смерти. Если дуб, выросший над могилой, — символ вечной жизни, преодолевающей смерть, то сосна воспринимается как надгробье, воздвигнутое самой природой над человеком и подтверждающее безысходность кончины.