в декабре, когда снег, как правило, уже покрывает землю, мы празднуем день памяти андрея первозванного. этот декабрьский снег определяет точку обзора, с которой интереснее всего смотреть на апостола и его к нам приход.
там, откуда пришел к нам андрей, дети не играют в снежки, не катаются на санках и не лепят снежную бабу. их зима — это наше лето. нам легко и приятно путешествовать в те края. но им отправляться в нашу сторону и холодно, и страшно. тот крым, в котором мы чаще всего греем свои кости, для жителей римской империи был северной ссылкой, некой сибирью в нашем понимании. когда климента или златоуста ссылали на север, то это был север для них. для нас это юг. если же наш юг — это их север, то кто мы такие в их глазах, как не жители полуночной, холодной страны, гиперборейцы, медведи, дикари?
зачем из солнечной палестины, обутый не в теплые сапоги, но в легкие сандалии, приходил к нам на заре христианской эры родной брат апостола петра? зачем вообще путешествуют люди?
купцов гонит в дорогу жажда прибыли и непоседливый характер. домосед не станет купцом. он, скорее, станет ремесленником. нужно иметь характер азартный, непоседливый, нужно, чтобы вместе с кислородом в крови бегали пузырьки авантюризма. только в этом случае человек купит товары, снарядит корабли, наймет охрану и отправится в путь. так ли путешествовали апостолы? на всех известных языках скажем: нет, nein, nо. и не ошибемся.
можно путешествовать, чтобы захватывать чужие города, уводить пленных, везти на телегах добычу. этот вид путешествий, военный поход, тоже не апостольский.
можно покидать родные края, спасая жизнь свою и своих . с древних времен до сегодняшнего дня в мире живут миллионы беженцев, под свист стрел или под звук автоматных очередей, освещенные заревом ров, ушедших с насиженных мест в поисках безопасности. этот вид перемещения в пространстве к апостолам тоже не имеет никакого отношения.
есть, наконец, еще один вид путешествий, выдуманный греками. это путешествия из любознательности, из желания повидать неизвестные земли, узнать что-то новое, научиться чему-то у жителей незнакомых стран. сличаем с апостолами и находим полное несоответствие.
не беглецы и не захватчики, не авантюристы, не торгаши и не бродячие философы, кто же они такие?
феномен апостольской проповеди не вписывается ни в одну готовую схему. он ни на что не похож, и его не с чем сравнивать. как водный поток из источника, это явление проистекает из уникального факта пятидесятницы. человек, к которому прикоснулся огонь, не может неподвижно стоять на месте. он реагирует, чувствует боль, его мышцы сокращаются. и человек, на которого в виде огненных языков сошел утешитель, тоже не может оставаться на месте. он не принадлежит себе. то, что дано ему, — не его собственность. он должен послужить. и вот он идет, готовый дойти до края земли, и проповедует.
человеческая жизнь коротка, и апостолам надо спешить. тем более, что против них на лезвия мечей и копий, против них собрались на совет мудрецы и сильные земли. апостолы идут на верную смерть, но не идти не могут. огонь пятидесятницы не гаснет.
они идут в города, туда, где есть науки и ремесла, где множество людей собраны вместе и, значит, у слова может быть множество последователей. идти по селам и маленьким поселениям непрактично. это также опасно (в селе, как и в городе, разъяренные язычники способны на убийство), но перспективной паствы там меньше, и нравы грубее, и привязанность к древним культам глубже. апостолы идут в крупные торговые и культурные центры: коринф, солунь, афины, рим.
и здесь снова, как следопыт перед неизвестным следом, останавливается мысль. зачем андрей пришел на киевские горы? никаких городов, никакой цивилизации. только непроходимые леса, малочисленные дикие племена и торговый путь, транзитом проходящий через огромные неосвоенные территории.
может, он шел, не думая останавливаться? может, неожиданно, безо всякого приготовления, сердце его вдруг учащенно забилось, и чуткая совесть расслышала слова святого духа о том, что здесь будет после? как бы то ни было, приход к нам андрея и его пророчество об этих местах удивительны вдвойне. еще рыба не успела отметать икру, а он уже издали благословил ту, будущую молодую рыбку, которая должна будет появиться.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
почти у каждого человека есть хобби — любимое увлечение, занятие по душе, которому посвящают практически весь свой досуг. это может быть что угодно: вязание, кулинария, резьба по дереву, лепка, коллекционирование. мое хобби — филателия.к коллекционированию марок я пристрастился еще в раннем детстве отцу. он считал, что в жизни его сына обязательно должно быть какое-нибудь интересное занятие и что мою неуемную энергию следует направить в нужное русло. я настолько заразился его энтузиазмом, его увлекательными рассказами о марках, что решил: именно этим и буду заниматься.начался период выискивания книжек о филателии, увлеченных походов по специализированным магазинам, поисков единомышленников. я записался в кружок юных филателистов во дворце детского и юношеского творчества. именно здесь мне посчастливилось встретиться со своим лучшим другом — заядлым собирателем марок.в самом начале в моей коллекции были самые обычные марки — бывшие советские и современные. а хотелось пополнить свои альбомы чем-то особенным. здесь случай. оказалось, что друзья моих родителей по работе часто ездят в командировки за границу. мы договорились, чтобы они, по возможности, привозили мне из своих поездок различные наборы марок. этому моя коллекция стала стремительно расти.марки я храню в специальных альбомах, каждую — в отдельном прозрачном конверте. все они рассортированы по группам: птицы, животные, автомобили, корабли, самолеты, изображения знаменитых людей, подводный мир.по маминой просьбе я начал коллекционировать растения, отведя для этого отдельный альбом. вообще-то я считаю, что это девчоночье занятие — собирать всякие цветы, но мама довольна, поэтому приходится делать вид, что мне это тоже интересно.я часто рассматриваю свою коллекцию марок, мне нравится сочинять о них интересные . хочется надеяться, что мое хобби со временем превратится в семейную традицию