1. Что общего у частиц с предлогами и союзами и чем частицы отличаются от них?
Предлоги, союзы и частицы - это служебные части речи, они не отвечают на вопрос и не являются членами предложения. У частиц другая роль: они служат для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.
2. Назовите разряды частиц. Чем по значению они отличаются друг от друга?Частицы не изменяются, не являются членами предложения.
К формообразующим частицам относят частицы, служащие для образования форм условного и повелительного наклонения глагола. К ним относятся следующие: бы пусть, пускай, да, давай(те). В отличие от смысловых, формообразующие частицы входят в состав того же члена предложения, что и глагол, подчёркиваются вместе с ним даже при дальнем расположении, например: Я бы не опоздал, если бы поехал автобусом.
Смысловые частицы выражают оттенки и чувства говорящего: отрицание: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не; вопрос: неужели, разве, ли (ль); указание: вот, вон, это; уточнение: именно, как раз, прямо, точно, точь‑в‑точь; ограничение: только, лишь, исключительно, почти, единственно, ‑то; восклицание: что за, ну и, как; усиление: даже, же, ни, ведь, уж, всё‑таки, ну; сомнение: едва ли; вряд ли.
Частица ни выступает как отрицательная в безличном предложении с опущенным сказуемым (В музее ни звука ) и как усилительная при наличии уже выраженного отрицания (В музее не слышно ни звука).
Частицы - важная часть речи, они вносят в высказывание добавочное значение.
1. Общее: частицы, союзы и предлоги – это служебные части речи, не отвечают на вопросы, не обладают лексическим значением, не являются членами предложения.
Различие: частица придает предложению или отдельным словам в предложении различные смысловые оттенки или служит для образования форм слова. Предлог служит для связи слов в словосочетании или предложении. Союз связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.
2. Классификация частиц:
1) формообразующие: да, давай, пусть, пускай, бы, б; (служат для образования форм);
2) отрицательные : не, ни ( выражают отрицание);
3) модальные: неужели, разве, ли, ль, что за, как, вот, вон, именно, как раз, даже, ни, же, вряд ли, едва ли, только, лишь, исключительно, почти (вносят в предложение различные смысловые оттенки).
3. Приведите примеры смыслоразличительных частиц и расскажите, для чего они служат в предложении.
Смыслоразличительные (модальные) частицы вносят в предложение различные смысловые оттенки и выражают чувства и отношение говорящего к информации в предложении:
1) вопросительные: неужели, разве, ли;
2) указательные: вот, вон, вот и, вон и;
3) восклицательные: что за, как, ну и;
4) даже, все-таки, же, лишь, только;
5) уточняющие: именно, как раз, точно
4. - В предложениях без подлежащего.
В небе ни облачка. У меня нет ни гроша.
- При усилении отрицания со словом НЕ: не слышно ни звука.
5. Через дефис пишутся частицы ка, то и таки: дай-ка, принеси-ка, сестрицы-то нет, написал-таки, опять-таки.
6. Частица НЕ пишется при простом отрицании всего предложения:.
Он не выполнил домашнее задание.
При отрицании отдельных членов предложения: Вы приобрели не оригинал, а подделку.
В восклицательных предложениях:
Где он только не бывал! (= везде бывал)
В утвердительном смысле, при двойном отрицании:
Он не мог не согласиться со мной. (= он согласился)
Частица НИ пишется для отрицания в безличном предложении:
У меня нет ни минуты.
В предложении без подлежащего: Ни с места!
В придаточном предложении для усиления и обобщения утверждения:
Где бы он ни побывал, везде ему нравилось (=он везде побывал).
7. План ответа по теме "Частицы как часть речи"
1. Определение частицы.
2. Грамматические признаки частиц.
3.Классификации частиц.
А. Смысловые (вон, именно, только, разве)
Б. Формообразующие (бы, пусть, пускай, давай).
В. Отрицательные (не, ни).
4. Правописание частиц.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. перед вами группы однокоренных слов. прочитайте их и определите, в каком случае общим для группы слов является значение признака, в каком - действия. 1) смелый, смелость, осмелеть; чёрный, чернеть, чернить, чернота; синий, синеют, синева, синь. 2) толкаться, толкотня; бегут, беготня, бегство, пробежка; решать, решение, решимость. 2. выпишите все существительные, обозначить морфемы (это не нужно! просто написала, как в учебнике! )
2) Толкаться, толкотня; бегут, буготня, бегство,пробежка; решать, решение, решимость-- А в этом случае общим для группы слов является значение действия.