Теплый летний день Я сижу на берегу озера и смотрю на тихую гладь воды. Легкий теплый ветерок приятно ласкает меня, вокруг, шумно взмахивая крыльями, летают белокрылые чайки и кричат, как будто приглашают отдыхающих полетать вместе с ними. Очевидно, они прилетели сюда с берегов расположенного невдалеке Черного моря. Сотни каких-то насекомых, сбившихся в рой, словно пчелы, похожих на перекати-поле, кружатся над водой, то взмывая вверх, то опускаясь прямо к воде.
Я радуюсь теплому солнышку и вдыхаю воздух, наполненный ароматом трав, деревьев, воды. Тихая музыка, доносящаяся из репродукторов, успокаивает, расслабляет, и хочется только сидеть и смотреть на спокойную гладь этого необычного озера.
Озеро это невелико, другой берег легко просматривается. Вдоль берега видны многоэтажные дома, дорога, по которой мчатся автомобили. Расположено это озеро в небольшом уютном курортном городке на юге Украины. Оно неглубоко, но на дне его находится очень много лечебной грязи, которая оказывает положительное влияние на опорно-двигательную и сердечно-сосудистую системы, укрепляет мышцы, придает коже какой-то особенный приятный оттенок.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Непаханая земля, пустошь, по словарю в.и.даля, могла называться лешая земля.с чем связано это название? что значит упоминаемое в этом словаре выражение лешие яблоки? имеют ли эти примеры отношение к сказочному лешему?
Ле́ший (белор. лясу́н[1], лесаві́к[2], укр. лісови́к[3]; существует множество региональных и оценочных наименований) — дух-хозяин леса в мифологии восточных славян. Леший был одним из самых популярных славянских мифологических персонажей и, учитывая современный упадок мифологической традиции, сохраняет относительную популярность и сейчас. Традиционный образ лешего сложен, многогранен и расплывчат.[⇨]
Облик, в котором леший предстаёт в мифологических рассказах, указывает на его потустороннюю природу и связь с лесом. Это может быть растительное, животное или антро существо. Для лешего обычно представать в виде родственников и знакомых. Леший описывался то как гигант, то как карлик, есть поверья, что он мог изменять свой рост. Если леший одет, то в целом так же, как обычный человек. Часто его сопровождает сильный ветер, или сам он может представать им. У лешего отсутствует тень. Он может становиться невидимым. Леший обладает огромной силой. Ему приписывается всё разнообразие лесных звуков, но он может разговаривать и по-человечески.[⇨]
Чаще леший представлялся одиноким существом, считалось, что в одном лесу только один леший, но в ряде мифологических рассказов лешие собираются вместе и живут семьями и даже деревнями (жена лешего — лешачиха или похищенная девушка, дети — собственные лешачата или также похищенные). Леший может изображаться имеющим степенный характер, а может как любитель повеселиться, то он сильный и страшный, то глуповатый. Как хозяин, леший заботится о лесе, охраняет его, является покровителем лесных животных и растений.[⇨]
Отношение к лешему в народе было двойственным. С одной стороны, его причисляли к враждебной человеку и опасной для него нечистой силе, впрочем, чаще не целенаправленно вредящей людям, а проказничающей, но делающей это грубо и зло. С другой стороны, лешего считали справедливым хозяином леса, который не станет вредить просто так, но может наказать за ненадлежащее поведение в его владениях, а может и человеку.[⇨] По народным представлениям, леший мог обеспечить удачу на охоте и благополучный выпас скота, для этого охотникам и пастухам было необходимо принести ему дар и заключить с ним договор.[⇨]
Блуждания человека в лесу связывали с воздействием лешего. Также, прикинувшись знакомым, леший может маячить впереди на расстоянии, не давая себя догнать. Считалось, что избавиться от лешего можно при или молитвы, или матерной брани, оберегов и других средств. Чтобы снять его чары, нужно переодеть свою одежду наоборот. С лешим связывали пропажу людей и скота в лесу. Как повод для «похищения» рассматривали проклятие в виде посылания «к лешему». Леший может подменивать младенцев на полено или на своего уродливого ребёнка. Похищенных девушек лешие берут себе в жёны и могут заводить с ними детей. Чтобы найти пропавших, предпринимали не только обычные поиски, но и совершали обряд «отведывания» — преподносили дар или угрожали магией или заступничеством святых.[⇨]
Лешему приписывали предсказывать будущее, в связи с чем существовали ритуалы его вызывания и гаданий. В бывальщинах и сказках леший мог беспрепятственно общаться с людьми, иногда он принимал от них за что щедро благодарил.[⇨] Леший является популярным персонажем художественных произведений. Благодаря этому его образ обрёл новые черты, не всегда соответствующие традиционным представлениям.[⇨]
Распространение мифа и наименования[править | править вики-текст]Наиболее распространённое в русском языке по отношению к этому персонажу слово леший означало «лесной», «лесистый» (например, «лешая земля», «лешие яблоки»)[4]. Но есть множество других имён, распространённых в разных регионах. Только у русских их упоминается более сотни[5]. Такое многообразие связано с запретом на произнесение настоящих имён духов. При сохранении веры в этого персонажа его называли вежливыми выражениями («лесной хозяин» и т. п.), слово «леший» считалось неуважением по отношению к духу и распространилось после упадка культа, изначально среди горожан[6]:190[7]:95. Указание на родство в именах (дедушка, дядя) объясняется славянской традицией брататься с опасным духом, считалось, что названный родственником дух не станет вредить человеку[6]:188-189. Стоит также отметить, что в быличках не всегда даётся имя духа, с которым столкнулся рассказчик, в таком случае персонаж определяется собирателем или исследователем, если это возможно, по чертам, характерным для определённого образа в данном регионе[8]:13-22[9].