Гудели пчелы Подул ветер Пошел дождь Птицы поют Ручей звенит
gelena03
15.02.2021
1. Шёл дождь, дул ветер. 2. Вода вскипела, чайник засвистел. 3. Солнце светит, снег тает. 4. Штурм начался, корабль тонет. 5. Мяч упал, Таня плачет. Сложное предложение( 2 и более основ) Распространённое предложение( только подлежащее и сказуемое)
Plotnikovangav
15.02.2021
Тут специфично, поэтому, кому интересно, все под катом.
Спряжение, казалось бы, легчайшая тема! Выучи исключения, да применяй! Я даже иногда говорю детям крамольное "сейчас надо отключить мозги, все в высшей степени примитивно и автоматизированно". При этом сначала еще нужно побеспокоиться, чтобы они знали написание начальных форм типа клеИть, видЕть, лаЯть и т.п.
Но еще, да, надо понять, когда это правило применять, чтобы не проверять им все подряд, что надо и что не надо.
Но вот даешь им слова с пропущенными окончаниями, а они все равно вставляют не те буквы, хоть все и делают правильно сначала. Вот принцип работы такой: Ставишь глагол в начальную форму (что делать?); если он там заканчивается на -ить, или если это исключения из группы "гнать,...", вставляй "и" или "я" в личные формы; если не на -ить или брить, стелить, зиждиться, зыбиться - вставляй "е" или "ю".
Вот честное слово, мозги включать не надо. Надо только знать, как пишется эта начальная форма (а если не знаешь - спросить или посмотреть в словаре или на телефоне в т9;) и запомнить) Ну, например: они бор...тся - ставлю в начальную форму - борОться - не на ить (перед ть не и), значит вставляю е или ю - борются. И это правильно. Но дети любят писать этот глагол через я. Они проделывают ровно такие же действия, как и я, но делают совершенно другой вывод (и это я (на минуточку!) про шестой класс)! А мне нужно их научить, что если они определили, что не ить, то и писали бы "е", "ю" в личной форме.
И я поступаю парадоксально. Я им даю листок с написанными правильно словами (глаголами в личной форме, куда обычно они должны вставлять буквы в окончания) и найти неправильности, несоответствия правилу, слова, которые мы таким проверить не можем, приходим к неправильному выводу, не соответствующему правильному написанию.
И вот, кроме слов борются, стелет, уколется, увидишь, скачет и т.п., я даю еще слова горит, дрожит, летит.
А с ними получается так: гореть - горит лететь - летит дрожать - дрожит
Тут у детей, которые разобрались в правиле, случается когнитивный диссонанс (простите мне расхожий штамп). И они могут уже сформулировать, что тут не так. Глагол с окончанием -ит, если он не исключение, должен заканчиваться в начальной форме на -ить! А тут на -еть или -ать!
Собственно, ради этого, я такую работу и даю: когда ты можешь сформулировать, почему эти какие-то слова не соответствуют общему правилу, когда ты можешь увидеть отклонение от нормы, значит ты все же понял и освоил норму.
Затем мы ищем еще такие слова (это интересно). В этот раз девочки нашли мне кучу неприличностей, писали карандашиком и краснея спрашивали "Это оно?", а потом быстренько стирали:-). Потом обсуждаем, к какому же спряжению они относятся. Приходим к выводу, что если у них в личной форме им, ишь, ит, ите, ат (ят), то ко второму, и неважно, что там в начальной форме, потому что спряжение - это тип изменения глагола в личной форме, то же самое и с ешь, ете, ем, ет, ут(ют). Если встречались разноспрягаемые - то и их особенности смотрели.
Вообще правило лучше всего осознается снаружи, там, где оно нарушается.
Ну и, конечно, мы посмотрели, почему глаголы типа лететь, гореть, смердеть и т.п. в школе не заучивают как исключения: их окончания ударные, в них не ошибешься, нет надобности проверять их написание по начальной форме. Их всегда можно проверить ударением, даже если окончание вдруг стало безударным, когда ударение насебя взяла приставка: вылетит - летит.
Мы сформулировали уточнение к правилу определения спряжения по начальной форме: Сначала нужно проверить, а не проверяется ли окончание ударением (если есть приставка вы), а уж потом проверять начальной формой.
Но главное, вполне освоили критический подход и вышли "в жизнь", стали искать "нарушения", стали использовать этот проверки личных окончаний для других целей, не для того, чтобы написать, а чтобы проверить, работает ли этот а это принципиально другой вид работы, гораздо более полезный и интересный. Когда тебе дают металлоискатель и говорят: Иди и ищи, тут зарыт клад. Тогда уж точно научишься металлоискателем пользоваться.
DJXEz80
15.02.2021
Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... Ни огня, ни черной хаты... Глушь и снег... Навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одне Скучно, грустно... Завтра, Нина, Завтра, к милой возвратясь, Я забудусь у камина, Загляжусь не наглядясь. Звучно стрелка часовая Мерный круг свой совершит, И, докучных удаляя, Полночь нас не разлучит.
Подул ветер
Пошел дождь
Птицы поют
Ручей звенит