Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ –гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом.
Бабушка Зере звала любимого внука Абаем, что означало «осмотрительный, осторожный, миленький». С тех пор и окружающие стали так же обращаться к мальчику, а настоящим именем, по сути, его никто не называл.Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Прадед Абая Ыргызбай был батыром и бием рода тобыкты. Слово « батыр» предполагает не только личное мужество, отвагу и силу человека, но и участие в боевых сражениях. Ыргызбай был племянником знаменитого Жанибека батыра из племени керей, который за свои заслуги и ратные подвиги при сражениях с джунгарскими войсками получил благословение самого Абылай хана. Ыргызбай родился примерно в 1750 годах. Его сын Оскембай – дед Абая. Оскембай был бием. Когда состарился, глава рода – знаменитый Кенгирбай би воспитывал и обучал Оскембая науке управления. Дед Абая Оскемьай жил в 1778-1850 годах. От него в 1804 году родился Кунанбай кажы – отец Абая. Кунанбай как крупная, колоритная личность играл огромную роль в становлении характера Абая и его взглядов, таких личных качеств, как человечность, целеустремленность. Жизнь и творчество Абая в определенной мере были обусловлены установками и примерами его прославленного и порой жесткого, но справедливого отца.Второе дорогое имя, связанное с жизнью великого поэта, - его родная мать Улжан, добрая и мудрая женщина.Она была из богатого и знатного рода шаншар, происходящего из племени каракесек. Этот род всегда славился своим острым языком, знаменитыми розыгрышами. Прадедом Улжан был Бертис би. Слово «би» подразумевает, во-первых, ораторский талант, ум и мудрость, умение решать сложные споры между племенами, во-вторых – вождя племени, предводителя рода. Должность «би» не передается по наследству, биями становятся благодаря своим личностным качествам. У Турпана, отца Улжан, были родные братья – Контай и Тонтай. Они выделялись особым пристрастием к шуткам. Улжан не уступала им в острословии. Такие качества великого поэта, как остроумие в саркастической форме высмеять людские недостатки, унаследованы Абаем от нагашы по материнской линии. Вся материнская линия, весь род по отношению к племяннику считается нагашы, а племянник по отношению к материнской линии выступает как жиен.Человек, который в наибольшей степени повлиял на раннее тяготение Абая к искусству слова и знаниям, была его бабушка Зере. Большой знаток народной словесной сокровищницы, она сумела привить своему внуку стремление и любовь к знаниям, стала его первым воспитателем и великим учителем.В девичестве бабушку Абая звали Токбала. Когда она выходила замуж, то по старинным обычаям приехала в дом жениха с серьгой в носу. После этого её начали звать Зере.
Бабушку отличало добросердечие и тонкое восприятие окружающего её мира.Абай очень любил свою бабушку . Дни и ночи он проводил рядом с ней, постоянно упрашивая рассказать сказку или историю. Бабушка Зере, с нежностью относившаяся к своему внуку, с наслаждением раскрывала перед ним все богатство устного творчества, лелея и будоража воображение Абая.
Зере была большой мастерицей устного рассказа, она умела рассказывать красочно и интересно.Улжан тоже между хлопотами по дому много внимания уделяла Абаю. Когда бабушка уставала, Абай обращался к матери.
Не узнаешь, Не поймёшь, Это волны Или рожь.Это лес Или камыш, Иль с небес Струится тишь. Я притворюсь беззвучною зимой И вечные навек захлопну двери, И всё-таки узнают голос мой, И всё-таки ему опять поверят. Разбросанным в пыли по магазинам, Где их никто не брал и не берет, Моим стихам, как драгоценным винам, Настанет свой черед. Вся любовь происходит из нужды и тоски, если бы человек ни в чем не нуждался и не тосковал, он никогда не полюбил бы другого человека. Маргарита летела по-прежнему медленно в пустынной и неизвестной местности, над холмами, усеянными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных сосен. Пушинки не валятся на руки. Мне страшно в безлюдья пороши разнузданной. Мелкий жёлтый лист нет-нет да и слетит с берёзы, в просторах скошенных полей уже пусто и светло по-осеннему.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Буду расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы, определите тип сложного предложения, выделите союзы. 1. мы сможем поехать на праздники домой, если вовремя сдадим все зачеты, если первый экзамен назначат не раньше 9 января и , если нам выдадут стипендию. 2. когда наступает время экзаменов и студенты заполняют библиотеки , молоденькие библиотекарши прихорашиваются и стараются принарядиться. 3. сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и , чтобы люди считали его студентом , а не школьником. 4. если я не экзамены или мне поставят одни «тройки» , мои родители будут расстроены. 5. студенты не едут на каникулы кататься на лыжах , так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей европе нет. 6. онегину быстро наскучила деревня , так как реформы его не интересуют , охоту он любит , а красотой природы восхищаться не если бы евгений жизнь кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры татьяны то в конце романа его ждал бы счастливый удел. 8. чтобы дочь общалась в приличном , с точки зрения отца , обществе и чтобы нашла себе достойного жениха , фамусов устраивает дома . 9. печорин ухаживает за мери, чтобы досадить грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей очаровать любую девушку. 10. «мертвые души» – поэма , так как в ней присутствует лирический герой и , так как многочисленные лирические отступления помимо приключенческого сюжета свою собственную тему. 11. когда князь андрей слышит диалог наташи и сони , и когда утром следующего дня обнаруживает что старый дуб опять зазеленел , в его сознании совершается переворот. 12. многие не понимают : зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование. 13. он не нас что уезжает отдыхать и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке и что вернется на работу только в новом году. 14. мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением. 15. по заводу ходили слухи что руководство будет смещено что будет назначен новый директор и что это к большой беде. 16. читая роман я смог почувствовать что жизнь не изменилась с тех времен и в xix веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы. 17. ленский не понимает что роман ольги и онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание онегина лишь заставить владимира злиться. 18. пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе о чем можно и о чем нельзя говорить. 19. базаров не понимает зачем существует музыка и и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами. 20. обломов мечтает о том как будет проводить время в деревне как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам. 21. трудно сказать стал ли бы ленский настоящим поэтом или как и предполагал пушкин его бы обыкновенный ждал удел.
2. Когда наступает(сказ.) время(подл.) экзаменов и студенты(подл.) заполняют(сказ.) библиотеки, молоденькие библиотекарши(подл.) прихорашиваются(сказ.) и стараются(сказ.) принарядиться(сказ.). СПП
3. Сережа отрастил усы, чтобы казаться старше своих лет и чтобы люди считали его студентом ,а не школьником. СПП
4. Если я не сдам экзамены или мне поставят одни «тройки» ,мои родители будут расстроены.СПП
5. Студенты не едут на каникулы кататься на лыжах ,так как стоит аномально теплая погода и снега почти во всей Европе нет.
6. Онегину быстро наскучила деревня ,так как экономические реформы его не интересуют ,охоту он нелюбит ,а красотой природы восхищаться не СПП
7. Если бы Евгений жизнь домашним кругом ограничить захотел и если бы он раньше разглядел глубину натуры Татьяны, то в конце романа его ждал бы счастливый удел. СПП
8. Чтобы дочь общалась в приличном ,с точки зрения отца ,обществе и чтобы нашла себе достойного жениха ,Фамусов устраивает дома балы. СПП
9. Печорин ухаживает за Мери, чтобы досадить Грушницкому и чтобы в очередной раз убедиться в своей очаровать любую девушку.СПП
10. «Мертвые души» – поэма ,так как в ней присутствует лирический герой и так как многочисленные лирические отступления создают помимо приключенческого сюжета свою собственную тему. СПП
11. Когда князь Андрей слышит диалог Наташи и Сони и когда утром следующего дня обнаруживает, что старый дуб опять зазеленел ,в его сознании совершается переворот. СПП
12. Многие не понимают, зачем надо учиться и почему необходимо получить хорошее образование. СПП
13. Он не предупредил нас, что уезжает отдыхать ,и не сможет присутствовать на корпоративной вечеринке, и что вернется на работу только в новом году. СПП
14. Мне показалось будто из окна в доме напротив на меня кто-то пристально смотрит и что я как разведчик нахожусь под чьим-то наблюдением. СПП
15. По заводу ходили слухи что руководство будет смещено, что будет назначен новый директор и что это приведет к большой беде. СПП
16. Читая роман, я смог почувствовать, что жизнь не изменилась с тех времен, и в XIX веке людей волновали похожие на сегодняшние проблемы. СПП
17. Ленский не понимает, что роман Ольги и Онегина существует лишь в его воображении и что ухаживание Онегина- лишь заставить Владимира злиться. СПП
18. Пьер не знает еще как нужно вести себя в петербургском обществе: о чем можно и о чем нельзя говорить. СПП
19. Базаров не понимает зачем существует музыка и литература и как человек может наслаждаться столь ненужными с его точки зрения вещами. СПП
20. Обломов мечтает о том, как будет проводить время в деревне, как будет отдыхать до обеда и как потом с женой под руку будет гулять по окрестным рощам. СПП
21. Трудно сказать, стал ли бы Ленский настоящим поэтом или, как и предполагал Пушкин, его бы обыкновенный ждал удел. ССП
Делать по примеру 1-го предложения