Простые предложения без однородных членов
3. Его слушатели смеются ему прямо в глаза.
6. Находчивость - великая вещь.
13. Болото с ужасной быстротой засасывало всё глубже.
21. Вот будут завидовать мне другие охотники!
Простые предложения с однородными членами
1. Маленький старичок с большим носом сидит у камина и рассказывает о своих приключениях.
4. Конь устал и начал спотыкаться.
5. Я купил себе очень хорошие сани и быстро понёсся по мягкому снегу.
7. Я лёг на дно саней и от страха закрыл глаза.
9. Затем я подбежал к куропаткам, вспугнул их и выстрелил.
11. Я решителен, находчив и смел.
12. Одна мачта упала на компас и разбила его вдребезги.
14. Одной рукой я скользнул по верёвке, а другой держал топорик.
16. Он просил меня непременно отыскать для него эту страну и в награду обещал оставить мне большое наследство.
19. Косточка попала ему в лоб и не причинила никакого вреда.
Сложное предложение
2. Порох вспыхнул, ружьё выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток.
8. Куропатки взлетели одна за другой, и мой шомпол проткнул сразу семерых.
10. Поросёнок завизжал и юркнул в лес, а свинья осталась на месте.
15. Вы знаете, как я люблю охоту.
17. Кабан с разбегу налетел на дуб, и его клыки глубоко вонзились в ствол дерева.
18. Раздался выстрел, но олень только головой
20. Моя верная собака Дианка не отставала от него ни на шаг, но я никак не мог приблизиться к нему на расстояние выстрела.
несколько часов, а он всё не отрывался от колодца.
23. Но вот прискакал ко мне один из моих солдат, и загадка мигом объяснилась.
24. Когда мы стояли на якоре, у какого-то острова поднялся ураган.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Если хищнически используются природные богатства, разрушается структура почвы, почва истощается, что ведет к неурожаям.Задание 3. Закончите следующие высказывания, используя различные союзы и союзные сочетания.1. Если люди хорошо понимают друг друга, …2. Если вы хотите овладеть русским языком в совершенстве, …3. Если я хорошо сдам экзамены, …4. Если бы он не был болен, …5. Если бы у меня было время, …6. Если бы студент ходил на все занятия, …Очень
Объяснен(В)проголодь, (чуть)чуть, (с)размаху, (крест)накрест, (на)двое, (во)первых, (на)прокат, (на)смарку, (в)обнимку, (по)человечески, (худо)бедно, (до)упаду, (в)полголоса, (черес)чур, честь(по)чести, (на)бок, (по)итальянски, (по)боку.
Впроголодь, чуть-чуть, с размаху, крест-накрест, надвое, во-первых, напрокат, насмарку, в обнимку, по-человечески, худо-бедно, до упаду, вполголоса, чересчур, честь по чести, на бок, по-итальянски, побоку.
Карточка № 2
Раскройте скобки:
Говорить (по)французски, тепло (по)летнему, (по)осеннему небу, встретить (по)дружески, устроиться (по)походному, ползти (по)пластунски, разлившаяся (по)весеннему река, плакать (по)ребячьи, (по)настоящему договору, пригревало (по)настоящему.
Говорить по-французски, тепло по-летнему, по осеннему небу, встретить по-дружески, устроиться по-походному, ползти по-пластунски, разлившаяся по-весеннему река, плакать по-ребячьи, по настоящему договору, пригревало по-настоящему.
Карточка № 3
— Раскройте скобки:
Переночуем где(нибудь), сделал кое(как), темно(синее) платье, (во)первых, говорил (по)латыни, получил (давным)давно, смотрел (в)глубь, (в)глубь моря, увидел (в)дали, (в)дали голубой, держать (в)тайне, вернулся (на)утро, (на)утро не найдётся.
Переночуем где-нибудь, сделал кое-как, темно-синее платье, во-первых, говорил по-латыни, получил давным-давно, смотрел вглубь, в глубь моря, увидел вдали, в дали голубой, держать втайне, вернулся наутро, на утро не найдётся.
IV. Итоги урока
— Расскажите об условиях слитного написания наречий.
— Расскажите об условиях раздельного написания наречий.
— Расскажите об условиях дефисного написания наречий.
Домашнее задание
Упр. 199, 203.
Урок 33
Мягкий знак на конце слов после шипящих
Цели урока:
Закрепить навыки правописания мягкого знака в различных частях речи; развитие монологической речи.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания
1. Опрос. (Два ученика готовятся у доски.)
— Рассказать об условиях слитного и раздельного написания наречий.
— Рассказать об условиях дефисного написания наречий.
2. Работа по вариантам.
• 1-2-й ряды проверяют упр. 199 «по цепочке».
• 3-й ряд выполняет синтаксический разбор предложения:
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (М. Ю. Лермонтов)
Вадим круто повернул в сторону, отбежал прочь, слез, привязал коня к толстой берёзе и сел на землю. (Повест., невоскл., простое, двусост., распр., полное, осложнено однородными сказуемыми).
Схема:
II. Работа по теме урока
1. Фронтальный опрос.
— Почему в слове прочь пишется мягкий знак?
— Что вы помните о написании мягкого знака на конце слов после шипящих?
Делаем выводы и заполняем таблицу «Мягкий знак после шипящих»:
Пишется
Не пишется
В существительных 3-го скл. женского рода (рожь, мощь)
В глаголах
а) неопред. формы (залечь, печь пирог)
б) 2-го лица, ед. числа (думаешь, пишешь)
в) повелит. наклонения (плачь громче)
В наречиях (вскачь, настежь)
Исключения: уж, замуж, невтерпёж
В частицах (вишь, лишь, ишь)
В существительных
а) 2-го скл. мужского рода (меч, нож)
б) мн. числа родит. падежа (луж, груш)
В кратких прилагательных (дремуч, колюч)
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков
1. Комментированное письмо. Упр. 191.
С мягким знаком
Без мягкого знака
Глагол
Сущ. 3 скл.
Наречие