Вставные конструкции (словосочетания, предложения), в отличие от вводных, содержат дополнительные сведения, попутные замечания, различные уточнения, пояснения, поправки. В отличие от вводных предложений, обычно не выражают отношения к высказываемой мысли, не содержат общей оценки сообщения, указания на его источник, на связь с другими сообщениями.
Примеры:
В жаркое летнее утро (это было в исходе июля) разбудили нас ранее обыкновенного (Аксаков) – вставная конструкция содержит дополнительные сведения, пояснение;
Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (Пушкин) – вставная конструкция содержит попутное авторское замечание;
Нет, вы (или ты) этого не должны знать! (Лермонтов) – вставная конструкция поясняет отдельное слово (вы) в основной части предложения;
Отец лишился обыкновенной своей твёрдости, и горесть его (обыкновенно немая) изливалась в горьких жалобах (Пушкин) – вставная конструкция синтаксически связана с основным предложением (согласованное определение), но выключено из него и имеет пояснительное значение;
Быть может (лестная надежда!), укажет будущий невежда на мой прославленный портрет и молвит: «То-то был Поэт!» (Пушкин) – вставная восклицательная конструкция выражает эмоции автора и его отношение к высказанным словам.
Вставки резко разрывают связи между словами в предложении. По смыслу они обычно не связаны с основным содержанием предложения. Кроме того, характер их включения в речь «незапланированный» (тогда как у вводных слов и конструкций – «запланированный»). Вставные конструкции как бы внезапно появляются в речи, не планируются заранее. Поэтому они не могут, в отличие от вводных слов и конструкций, стоять в начале предложения.
Вводные конструкции и вставные конструкции различаются также по интонации. Для вводных конструкций характерна интонация вводности – понижение тона речи, убыстрённый тип произношения. Для вставных конструкций характерна интонация включения – с более длительными паузами.На письме вставные конструкции выделяются при скобок, реже – тире:Дисканты и альты (иногда басы и тенора) в эти хоры набирались из учеников (Помяловский); – Господа, – сказал он (голос его был спокоен, хотя тоном ниже обыкновенного). – Господа, к чему пустые споры! (Лермонтов); Тут – делать нечего – друзья поцеловались (Крылов); Но – чудное дело! – превратившись в англомана, Павел Петрович стал в то же время патриотом... (Тургенев).В редких случаях вставные конструкции выделяются запятыми:
Мне показалось даже, а может быть оно и в самом деле было так, что все стали к нам ласковее (Аксаков).
1.День угасал, и стала быстро надвигаться вечерняя темнота.
[-=],u[=-].
2.Дома не сиделось, и мы решили проведать наших старых знакомых.
[=],u[-=].
3.Солнце пригревало совсем по-летнему, и вернувшиеся из темных
краев скворцы начинали вить гнезда.
[-=],u[-=].
4.В ворота видны просторный двор и барский дом с высокой крышей.
[=-u-].
5.Зимним утром прилетают на березу тетерева и клюют ее бурые
сережки.
[=-u=].
6. Условия жизни изменятся, и злo перестанет господствовать, и
человек станет человеку самым близким другом и братом.
[-=],u[-=],u[-=].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Найдите односоставные глагольные предложения, определите их тип. 1) Да как же ему не быть бедноватым вскрикивал пожилой метафора не собака это заметить! Без нее голо! Голо! Голо! Запомните это старик! 2) От судьбы не уйдёшь. 3) Вдруг сделалось жарко. Потом опять холодно и до того что зубы застучали. 4) У скупого и в крещенье льду не выпросишь. 5) И ночью однажды я решил эту волшебную камеру описать. Как же ее описать? А очень просто. Что видишь то и пиши а чего не видишь писать не следует. 6) В усадьбе по вечерам жгли бенгальские огни. 7) Да это оказывается прелестная игра! Не надо ходить ни на вечеринки ни в театр ходить не нужно. 8) В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи. 9) Умей вовремя сказать вовремя смолчать.
1) Да как же ему не быть бедноватым, — вскрикивал пожилой, — метафора не собака это заметить! Без нее голо! Голо! Голо! Запомните это, старик!
обобщенно-личное предложение
2) От судьбы не уйдёшь.
обобщенно-личное предложение
3) Вдруг сделалось жарко. Потом опять холодно, и до того, что зубы застучали.
безличное
4) У скупого и в крещенье льду не выпросишь.
обобщенно-личное предложение
5) И ночью однажды я решил эту волшебную камеру описать. Как же ее описать? А очень просто. Что видишь, то и пиши, а чего не видишь, писать не следует.
обобщенно-личное предложение
6) В усадьбе по вечерам жгли бенгальские огни.
неопределенно-личное предложение
8) В первые же годы меня здесь выбрали в почетные мировые судьи.
неопределенно-личное предложение
9) Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.
обобщенно-личное предложение
Объяснение:
смотрите во вложении