- Что такое корень?
( Корень – это часть растения. Может быть корень в слове. Корень- это главная часть слова. Без него не существует слово. )
- Что такое однокоренные слова? (чтение предложений учителем)
«Я Гусь, это –Гусыня, это- наши Гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – Гусеница.»
- Есть ли здесь однокоренные слова?
(В этом рассказе однокоренные слова: гусь, гусыня, гусята. Они близкие по смыслу и имеют один корень – гусь. Слово гусеница обозначает насекомое. Хотя первая часть этого слова звучит похоже на слово гусь, всё- таки это другое слово по значению.
- Слово гусеница не будет однокоренным со словом гусь. )
- Можно ли записанные слова назвать однокоренными?
( Нет. Однокоренные слова должны быть близкими и иметь один корень.
- здесь все слова имеют разные значения, они не близки по смыслу и у них разные корни.
- В слове конь корень конь, в слове корь корень конь, в слове корень – корень. (Учитель и дети выделяют корень в словах.)
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
1. Спиши предложение, в котором при однородных членах содержится обобщающее слово. Расставь знаки препинания. ( ) А Повсюду в клубе на улицах на скамейках у ворот в домах происходили шумные разговоры (В.Гаршин Б Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звёзды и луну (А.Пушкин). В Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками бесконечными заборами каменными строениями старинным мостом над глубоким оврагом (По И.Тургеневу). ☝ Составь и запиши предложение с однородными членами по схеме: ( ) О, О, О – О.С. (О.С. - это обобщающее слово, О, О, О - однородные члены предложения) 2. Спиши предложение с обособленным дополнением, расставляя знаки препинания. ( ) А Деревья высокие и крепкие грациозно покачивали своими ветвями в такт с небольшими порывами озорного ветерка. Б В гостиничном номере благодаря плотным занавескам было почти темно. В Никто за исключением служанки не видел хозяйку в домашнем халате. ☝ Составь и запиши предложение с обособленным определением. ( ) 3. Спиши предложение с обособленным сравнительным оборотом, который является обстоятельством. Расставь знаки препинания. ( ) А А пароход чёрный кряжистый точно скала всё же казался малым для этой реки (По Р.Фраерману). Б Нашу речку точно в сказке за ночь вымостил мороз (С.Маршак). В Жизнь их текла как по маслу (А.Чехов). ☝ Составь и запиши предложение со сравнительным оборотом, который является определением. ( ) 4. Спиши предложение с уточняющим членом предложения. Подчеркни этот член предложения в соответствии с его синтаксической ролью. ( ) А В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме прозрачного воздуха (К.Паустовского). Б Только две звёздочки, как два маяка, сверкали на тёмно-синем своде (М.Лермонтов). В Но, несмотря на праздничный день, в саду было пустынно (Максим Горький). ☝ Составь и запиши предложение с уточняющим членом предложения. ( ) 5. Спиши предложение, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, расставляя недостающие знаки препинания. ( ) Дли..ый костлявый (не)много сутулый он вопреки уг..ворам (не)вмешиват..ся в это дело медле..о шагал по камням и поводя своим горбатым носом словно хищ..ник кидал (во)круг себя острые взгляды поблёскивал глазами холодными и серыми
Гидрометеорологическая служба Республики Казахстан (Казгидромет) появилась в 1922 году. Спустя несколько лет после обретения республикой независимости службе был присвоен статус республиканского государственного предприятия. Современный «Казгидромет» — крупное предприятие, на котором работают свыше 3 тысяч сотрудников. Метеорологическая служба имеет представительства в каждой области Казахстана (всего 15), обладает сетью из 287 станций, свыше 60 из которых входят в международную систему метеорологических наблюдений.
Как это для всех очевидно, в первую очередь метеорологические службы наблюдают за погодой. Но это не единственные обязанности «Казгидромет» на территории Казахстана. Помимо мониторингов атмосферных явлений и предоставления своевременной информации о погодных условиях во всех регионах страны, служба также:
регулярно делает забор проб из водоемов для химического анализа;
производит расчет водного баланса для озер и рек;
собирает информацию об агрометеорологическом и экологическом состоянии окружающей среды.