Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Упражнение 6. Заполните блоки интегрального алгоритма при чтении текста «Что такое интеллект?» Что такое интеллект? Интеллектуальное поведение всегда предполагает выбор из нескольких возможностей. Вот простейший пример: вам нужно попасть на другой конец города. Это можно сделать с разных видов транспорта, но можно идти пешком. Прежде чем отправиться в путь, мы оценим ситуацию, взвесим возможности, имеющиеся в нашем распоряжении, и, выбрав, какую-то из них, наметим план действий. Иначе говоря, перед нами стоит определенная задача, но выбор правильного решения зависит от нас самих. Мы не автоматически удовлетворяем свою потребность (не интересуясь механизмом этого удовлетворения), а сознательно перебираем и сопоставляем друг с другом разные достижения цели. Интеллектуальная деятельность в высшей степени типична для человека. Профессор Московского университета известный психолог А. Р. Лурия однажды подсчитал, что не менее семи восьмых человеческого поведения складывается из интеллектуальных актов и только одна восьмая – «чистые» условные и безусловные рефлексы. Каждый интеллектуальный акт состоит из трех частей, или фаз. Первая фаза – это ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий. Вторая – фаза исполнения или осуществления намеченного плана. И наконец, третья – сличение получившегося результата с поставленной целью. В нашем примере первая фаза – это размышление о том, какой транспорт для нас выгоднее, сравнение разных вариантов и выбор лучшего; вторая – осуществление того или иного варианта; и, наконец, третья – удовлетворение от того, что мы попали на работу вовремя. Как легко видеть, у человека первая и вторая фазы интеллектуального акта – не говоря уже о третьей – очень четко отделены друг о друга. Человек сначала рассматривает наличные возможности, составляет план действий, а уже затем этот план осуществляет. В этом его основное отличие (в том, что касается интеллектуального поведения) от других животных, например от человекообразных обезьян.
1. Шаг первый: Ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий.
Перед тем, как начать читать текст, мы должны понять, какие задачи и цели перед нами стоят. Мы должны задать себе вопросы, например "Какова цель этого текста?", "Что мы хотим узнать о интеллекте?" и "Какие ключевые идеи автор хочет передать?".
2. Шаг второй: Исполнение или осуществление намеченного плана.
На этом этапе мы начинаем активно читать текст. Важно обратить внимание на ключевые понятия, факты и идеи, которые автор представляет. На этом этапе важно вести записи или делать пометки, чтобы запомнить основные моменты и доказательства, представленные в тексте.
3. Шаг третий: Сличение получившегося результата с поставленной целью.
После того, как мы закончили чтение и понимаем основные идеи, мы должны сравнить то, что мы узнали из текста, с нашей изначальной целью или вопросами, которые мы себе задали. Мы можем задать себе вопросы, например: "Какова главная идея текста?", "Как автор определяет интеллект?" и "Чем интеллектуальное поведение отличается от других видов поведения?".
Чтобы проиллюстрировать это на примере текста «Что такое интеллект?», давайте пройдемся по каждому шагу:
1. Шаг первый: Ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий.
Наша цель - понять, что такое интеллект и как он отличается от других видов поведения. Мы можем ожидать, что в тексте будут представлены определение интеллекта, примеры интеллектуального поведения и объяснение, почему человек отличается от других животных.
2. Шаг второй: Исполнение или осуществление намеченного плана.
Мы читаем текст и обращаем внимание на ключевые моменты. Наметки могут быть такими:
- Интеллектуальное поведение предполагает выбор из нескольких возможностей.
- Пример выбора транспорта для поездки на другой конец города.
- Интеллектуальная деятельность в высшей степени типична для человека.
- Интеллектуальный акт состоит из трех фаз: ориентировка в условиях задачи и выработка плана действий, исполнение плана и сличение полученного результата с целью.
3. Шаг третий: Сличение получившегося результата с поставленной целью.
В результате чтения текста и проведения всех шагов интегрального алгоритма, мы понимаем, что интеллект - это способность принимать решения, выбирать из различных вариантов и оценивать результаты. Человек отличается от других животных тем, что у него разделены фазы интеллектуального акта и он сознательно принимает решения, основываясь на своих предпочтениях и оценке ситуации.
Надеюсь, эти подробные объяснения помогли вам понять, как заполнить блоки интегрального алгоритма при чтении текста «Что такое интеллект?». Если остались какие-либо вопросы, пожалуйста, задайте их.