Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
II. Контрольный срез по теме «Бессоюзные сложные предложения». Выполнить один из вариантов Вариант 1 1. Прочитайте предложения (знаки препинания не постав¬лены), определите структуру предложений и заполните таблицу Простые ССП СПП БСП 1. Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лёг. 2. Вдруг мне показалось как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна. 3. Темнело и сбоку несло резким холодом. 4. Пеликан поднявшись на двухкилометровую высоту может подолгу парить в воздухе. 5. Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов. 6. Хаджи Мурат вспомнил сына таким каким видел в последний раз. 2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения с заданными отношениями между частями. 1) Дети громко кричали ... ………….противопоставление) 2) Наступит весна ... …………………….(временные отношения) 3) Здесь нельзя находиться... ……………..(причина) 3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания. 1) Если тронешь красоту небрежной рукой, она исчезнет навеки. 2) Источник утоляет жажду, а доброе слово оживляет сердце. 3) Река вышла из берегов, так что сообщение с городом прервалось. 4. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном пред¬ложении Школа была рядом с домом – можно было без пальто бегать на уроки. 1) Содержание одного предложения противопоставлено содержа¬нию другого. 2) Предложения рисуют быструю смену событий. 3) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении. 4) Первое предложение указывает на время или условие того, о чём говорится во втором предложении. 5. Установите соответствие между предложениями и возможным объяснением постановки двоеточия в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Предложения Теоретическое обоснование знака препинания 1) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? 2) Я прислушался: откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки. 3) И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда. 4) Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл. 5) Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов. 6) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. А. Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов. Б. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясня¬ет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. В. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Г. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части. Д. Вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой прямой вопрос . Е. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указы¬вает на следствие того, о чём говорится в первой части. ответ оформите в виде таблицы: А Б В Г Д Е
1. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены), определите структуру предложений и заполните таблицу.
Простые ССП СПП БСП
1) Догорал апрельский светлый вечер по лугам холодный сумрак лёг.
Структура: Простое предложение
ССП: Догорал апрельский светлый вечер
СПП: -
БСП: по лугам холодный сумрак лёг
2) Вдруг мне показалось как будто в комнате слабо и жалобно прозвенела струна.
Структура: Сложносочиненное предложение
ССП: Вдруг мне показалось
СПП: в комнате слабо
БСП: и жалобно прозвенела струна
3) Темнело и сбоку несло резким холодом.
Структура: Сложносочиненное предложение
ССП: Темнело
СПП: -
БСП: и сбоку несло резким холодом
4) Пеликан поднявшись на двухкилометровую высоту может подолгу парить в воздухе.
Структура: Простое предложение
ССП: Пеликан поднявшись на двухкилометровую высоту
СПП: -
БСП: может подолгу парить в воздухе
5) Дорога стала веселей весна поёт из всех оврагов.
Структура: Простое предложение
ССП: Дорога стала веселей
СПП: -
БСП: весна поёт из всех оврагов
6) Хаджи Мурат вспомнил сына таким каким видел в последний раз.
Структура: Простое предложение
ССП: Хаджи Мурат вспомнил сына
СПП: -
БСП: таким каким видел в последний раз
2. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения с заданными отношениями между частями.
1) Дети громко кричали, но я не обратил на них внимания. (противопоставление)
2) Наступит весна, когда снег растает и солнце будет светить ярче. (временные отношения)
3) Здесь нельзя находиться, потому что эта зона опасна. (причина)
3. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
1) Если тронешь красоту небрежной рукой, она исчезнет навеки.
Перестроенное предложение: Тронешь красоту небрежной рукой - она исчезнет навеки.
2) Источник утоляет жажду, а доброе слово оживляет сердце.
Перестроенное предложение: Источник утоляет жажду, доброе слово оживляет сердце.
3) Река вышла из берегов, так что сообщение с городом прервалось.
Перестроенное предложение: Река вышла из берегов, сообщение с городом прервалось.
4. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении.
Школа была рядом с домом – можно было без пальто бегать на уроки.
Ответ: 3) Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.
5. Установите соответствие между предложениями и возможным объяснением постановки двоеточия в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Предложения Теоретическое обоснование знака препинания
1) Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить?
Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Я прислушался: откуда-то доносились прекрасные и печальные звуки музыки.
А) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
3) И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
А) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
4) Между Обломовым и Ольгой установились тайные, невидимые для других отношения: всякий взгляд, каждое незначительное слово, сказанное при других, имели для них свой смысл.
Г) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание первой части.
5) Отовсюду поднялись казаки: от Чигирина, от Переяслава, от Батурина, от Глухова, от низовой стороны днепровской и от всех его верховий и островов.
А) Простое предложение, обобщающее слово стоит перед рядом однородных членов.
6) Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
Б) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
Ответы в виде таблицы:
А Б В Г Д Е
1 - - - - -
2 А - - - -
3 А - - Г -
4 - - - - -
5 А - - - -
6 - Б - - -