Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Русский язык 10-11 класс Задание 1. Подберите 2-3 антонима к словам: Хороший, красивый, благополучный, ложь, триумф, явь, ободрить. Составьте 4-5 предложений с выделенными словами и их антонимами. Задание 2. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их. 1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию. 2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль. 3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей. 4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут. 5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване. Задание 3. В каком предложении вместо слова жизненный нужно употребить житейский?1. Новую повесть хвалили, хотя кое-кто говорил, что она не всегда отражает подлинные жизненные явления? 2. Он славился мудростью и раздавал жизненные советы, которые действительно людям в сложных ситуациях. 3. Этому произведению живописи явно не хватает живых, жизненных красок. 4. Правительство должно руководствоваться жизненными интересами страны. Задание 4. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса, окончания? Сделайте морфемный и словообразовательный разбор этого слова. 1 перегрузка 2 возмужавший 3 свинцовый 4 выпадая Задание 5. Работа с текстом. Текст Я уе_жал на охоту. Все было собра(н, нн)о, а я одетый с руж_ем и походным мешком за плечами все еще стоял в передней и раздум_вал: брать мне с собой Боя мою охотнич_ю собаку или (не)брать. Бой стоял рядом глядя на меня с т_ской и надеждой. На дворе стояла поз_няя осень и работать собаке (по)настоящему было (не)где, время ее охоты С другой стороны почему(бы) и (не)дать собак_ лишний раз подышать воздухом и побегать по лесу_ Я (не)взял с собой Боя. Я уехал один. Наверное Бой понурив голову пош_л и лег под письме(н, нн ым столом. Он еще и завтра будет обнюх_вать у порога оставле(н, нн)ые мною следы. Я вернулся с охоты через три дня, измученный и отдохнувший. Так, мучаясь, отдыхаем только мы, охотники. Бой не выбежал мне навстречу, а стоял неподвижно посреди комнаты, низко нагнув голову и широко расставив передние лапы. Теперь была его очередь думать. Задачу он решал трудную: подойти ко мне или нет, обрадоваться или не стоит. Вот он приехал, жестокий, несправедливый и очень любимый человек, и надо бы залаять, прыгнуть к нему на грудь, а может быть, просто лизнуть ему руку. Но горькую, незаслуженную обиду простить трудно. Можно, конечно, подойти, а можно и не подходить, и это будет нехорошо, но справедливо. Так вот мы и стояли друг против друга как чужие. А потом Бой поднял голову, и я увидел в умных собачьих глазах прощение и радость. Это все-таки здорово, что я вернулся: ведь на охоте бывает всякое. Я был ему нужен всегда и сегодня тоже. (248 слов)ЗАДАНИЯ К ТЕКСТУ 5.1. Озаглавьте текст. 5.2. Определите стиль текста. 5.3. Выделите опорные (ключевые) слова первого и второго абзацев. Запишите их. (Текст переписывать не нужно!) 5.4. Прокомментируйте орфограммы во втором абзаце. 5.5* Сжато изложите содержание двух последних абзацев (письменно), применяя разные сжатия текста и заменяя первое лицо на третье. 5.6* Напишите сочинение-миниатюру (не менее 50-ти слов), представляющее ответ на вопрос: «Почему собака все-таки подошла к хозяину?». *задания со звездочкой выполняются по выбору: 5.5 или 5.6
1. приставочный способ словообразования выражается в прибавлении приставки(префикса) к слову, которое выступает в роли производящей основы. слова сотоварищ, неприятель, сверхранний, придавать, раздавать образованы прибавлением приставок со-, не-, сверх-, при-, раз- к производящим основам путник, товарищ, приятель, ранний, давать. важно, что при добавлении приставки часть речи не меняется.
2. суффиксальный способ словообразования осуществляется путем прибавления к производящей основе суффикса. слова земляк, землячка, землячество образованы прибавлением суффиксов -як, -к-, -еств- к производящим основам земл-, земляк-, земляк-. важно, существительные с суффиксами -ани-е, -ени-е образуются от глаголов. появление – от глагола появиться.
3. приставочно-суффиксальный способ словообразования заключается в одновременном присоединении к производящей основе приставки и суффикса. слова взморье, подорожник, простенок, перелесок образованы одновременным присоединением к производящей основе приставок вз-, по-, про-, пере- и суффиксов -j-, -ник-, -ок-, -ок-.
4. безаффиксный (бессуффиксный) способ словообразования, т.е. лишенный словообразовательных элементов, наименее распространен. этот способ применяется только при образовании имен существительных от некоторых глаголов и имен прилагательных. при этом основа имени прилагательного, от которого образуется существительное, подвергается изменению (меняется конечный согласный, место ударений), а основа глагола обычно не изменяется (ср.: глубокий – глубь, тихий – тишь, бегать – бег, заливать – залив и т. пробег, прилив, припев, вылет, простой (простой транспорта) являются производными основами, однако образование этих слов посредством приставок исключается. эти слова соотносительны по значению с глагольными основами пробегать, приливать, припевать, вылетать, простоять и образованы безаффиксным способом словообразования. этот способ обычно используется при образовании существительных от глаголов.
5. сложение - это такой способ морфологического словообразования, при котором путем объединения двух и более основ образуется новое слово, например: теплоход, самолетостроение, совхоз, кинотеатр и др.путем основосложения образуются сложные и сложносокращенные слова. сложные слова – результат сложения полных основ (вод-о-про-вод), а сложносокращенные – усеченных основ (кол-хоз, ком-со-мол). сложение основ обычно производится посредством соединительных гласных о и e (нефтепровод, книготорговля), но нередко основосложение осуществляется и без соединительной гласной (десятилетка, двухмоторный, многотомный).