В сложных предложениях, состоящих из трех или более предикативных частей, могут встретиться сочетания двух подчинительных союзов (ЧТО ЕСЛИ, ЧТО КОГДА и т. п.) и сочетания сочинительного и подчинительного союзов (И КАК, И ХОТЯ и т. п.).
1. Два подчинительных союза подряд могут встретиться в сложных предложениях с последовательным подчинением придаточных. Сравните два предложения:
А я тебе говорю, что я поеду с тобой, если ты поедешь.
А я тебе говорю, что, если ты поедешь, я поеду с тобой (Л. Толстой).
В первом примере в самом начале стоит главная часть (А я тебе говорю…), за ней следует придаточная часть (…я поеду с тобой…), относящаяся к главной части. Такие части предположения называются придаточными первой степени. А завершает предложение придаточная часть (…если ты поедешь), относящаяся не к главной части, а к первому придаточному. Такие части предложения называются придаточными второй степени.
Во втором случае придаточные части переставлены: после главной части предложения следует придаточное второй степени, а потом уже придаточное первой степени. Именно в такой ситуации и оказались рядом два подчинительных союза: союз ЧТО, с которого присоединяется придаточное первой степени, и союз ЕСЛИ, который присоединяет придаточное второй степени. В таком предложении между двумя подчинительными союзами стоит запятая.
Солнечный лучик
Я – солнечный лучик. Я имею счастливую возможность путешествовать вместе с солнцем . Мне очень нравится наблюдать за всем, что происходит вокруг.
- Что там находится, за этой яркой занавеской на окне? Ага, кроватка малыша. Что же ты не малютка? А ну-ка вставай! В школе дверь уже открыта я сам видел, как тётя Маша отворила её и протирала стёкла, пока, мол, солнце не печёт. А я и не собираюсь её печь, зачем вредить хорошему человеку? Я лучше припеку бабку Матрёну, пусть не распускает сплетни.
Ой, что это я заболтался? Нужно и других ребят будить в школу. Уже разбудил доярок, хлебопёков, трактористов. Так радостно наблюдать, как люди с улыбкой торопятся на работу! Здравствуй новый мирный день!
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Раставить запятые. где нужно раскрыть скобки. 1.наконец он снова взглянул на часы и вздохнув решительно встал. 2. он не спеша пошел к реке. 3. споткнувшись он потерял равновесие и взмахнув руками (не) ловко сел. 4. филя с час примерно сидел на стуле не шевелясь. 5. хозяин квартиры молча стоял опустив руки и казалось не понимал, что происходит 7. я лег на кушетку ничком положив голову на руки и стал думать 8. начиная беседу молодой человек даже не рассчитывал на подобную удачу желательно объяснить, почему вы здесь поставили запятую
1.наконец,(вводное слово,оно всегда выделяется запятыми) он снова взглянул на часы и,вздохнув,(дееприч. оборот) решительно встал.
2.он не спеша пошел к реке.
3.споткнувшись,(дееприч. оборот) он потерял равновесие и,взмахнув руками,(дееприч.оборот)неловко сел.
4.филя с час примерно сидел на стуле,не шевелясь(дееприч. оборот)
5хозяин квартиры молча стоял,опустив руки,(дееприч. оборот) и,казалось,(2-ая грамм.основа),не понимал,что происходит.
7.я лег на кушетку,ничком положив голову на руки,(дееприч.оборот) и стал думать. 8.начиная беседу,(дееприч. оборот)молодой человек даже не рассчитывал на подобную удачу.