гремят раскаты молодые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит. с горы бежит поток проворный, в лесу не молкнет птичий гам, и гам лесной и шум нагорный - все вторит весело громам. ты скажешь: ветреная геба, кормя зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила.
2) выпишите из второй строфы существительные, прилагательные глагол. в первой строфе найдите числительное, в третей - наречие, в четвёртой - местоимения. назовите служебной части речи, которые встречаются в стихотворении.
существительные (2): раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце, нити.
прилагательные (2): молодые, дождевые.
глагол (2): гремят, брызнул, летит, повисли, золотит.
числительное (1): первый (гром).
наречие (3): весело.
местоимения (4): ты.
служебные части речи (предлог, союз, частица, междометие): в, как бы, вот, и, с, не, с, на.
3) спишите третью строфу. найди в предложении подлежащие и сказуемые. каким является предложение по количеству грамматических основ? составе его схему. подчеркните все члены предложения. какую роль в предложениях выполняют существительные? глаголы? прилагательные?
с горы бежит поток проворный, в лесу не молкнет птичий гам, и гам лесной и шум нагорный - все вторит весело громам.
с горы (бежит откуда? – обстоятельство) бежит (сказуемое) поток (подлежащее) проворный (поток какой? – определение), в лесу (не молкнет где? – обстоятельство) не молкнет (сказуемое) птичий (гам какой? – определение) гам (подлежащее), и гам (подлежащее) лесной (гам какой? – определение) и шум (подлежащее) нагорный (шум какой? – определение) - все (вторит что? – дополнение) вторит (сказуемое) весело (вторит как? – обстоятельство) громам (вторит чему? – дополнение).
подлежащее подчеркнуть одной чертой, сказуемое – двойной чертой, определение – волнистой линией, дополнение - _ _ _ _, обстоятельство -
по количеству грамматических основ (3 грамматические основы) – это сложное предложение.
схема: [= - ][= - ][ - и - =].
третья грамматическая основа состоит из 2 однородных подлежащих (гам и шум) и одного сказуемого (вторит), схематично можно показать так [о и о =].
существительные указывают о чем (о ком) идет речь, глаголы определяют действия предмета или явления, а прилагательные – описывают предмет или явление.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Тему текста, основную мысль, тип речи, стиль текста) напишите сжатое изложение) любопытна создания метра. одним из авторов метрической системы мер и председателем комиссии по ее внедрению в практику был знаменитый французский , и астроном пьер симон лаплас(1749-1827он понимал, что в качестве эталона длины для новой системы мер нельзя брать ни один из национальных эталонов, например французский туаз, ярд или сажень. лапласу для проверки своих астрономических исследований необходимо было точно измерить длину земного меридиана. но у него не было ни малейшей надежды на то, что правительство отпустит средства на такие измерения. и тогда лаплас делает дипломатический ход: он убеждает комиссию, что эталоном длины нужно выбрать одну десятимиллионную долю четверти меридиана. национальному собранию был представлен проект реформы мер 25 марта 1971 года. это собрание утвердило проект и постановило снарядить экспедицию для измерения длины дуги меридиана между дюнкерком и барселоной. исследования проходили в исключительно тяжелых условиях: отважным ученым приходилось буквально рисковать жизнью. так, в испании они попали в плен, сбежали из него, снова попали в плен, но результаты ценных измерений спасли, хотя с большим трудом. на основе проделанной работы в 1799 году была изготовлена из платины линейка шириной 25 мм, толщиной 4 мм и расстоянием между концами 1 м. этот эталон хранится в национальном архиве франции и называется метром архива. с него был снят ряд копий, переданных во все страны, которые к 1889 году входили в метрическую конвенцию. две копии под номерами 11 и 28 получила россия. в настоящие время в связи с высокой точностью оптических измерений принято решение определять единицу длины через скорость света в безвоздушном пространстве. метр равен расстоянию, которое проходит в вакууме световая волна 1/299 792 458 долю секунды.
тема: метрическая система
мысль: метрическая система,применение ,функции
тип речи: повествование
стиль: публицистическо-научный