самооценка младших школьников
самооценка – отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику.
она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет.
в тех же случаях, когда человек оценивает себя не объективно, когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие, самооценка чаще всего бывает неправильной, или, как ее называют психологи, неадекватной. если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он в действительности есть, то у него самооценка пониженная.
в тех же случаях, когда он переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, наружность, характерной для него является повышенная самооценка.
как повышенная, так и пониженная самооценка затрудняет жизнь человека. нелегко жить неуверенным в себе, робким; трудно жить и высокомерным. конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость часто являются следствием его неправильной самооценки.
особенно важно учитывать самооценку ребенка. как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого,
поддается воздействию, изменению. усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам
своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности.
отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении – важнейший показатель самооценки личности.
наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «мол, интересно, в чем? какая? »
дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят.
самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других.
из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
дети, которые не критичны к себе, часто критичны к другим. если
маленькому школьнику, который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.
ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. их основная особенность - неуверенность в себе. во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. зато прочность семьи оказалась важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.
не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. главнее - не сколько, а как общаются родители с ребенком. важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. привлечение детей к обсуждению различных семейных проблем и планов.
в ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность,
а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении. постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чтобы проверить парный согласный на конце слова надо
например, поставить во множественное число.
медведь-медведи
жираф-жирафы
и т.д.