Проблема вождя и народа в поэме ивана франко "моисей"лебединой песней великого ивана франко, проникнутой высокой патетикой чувств, полной сложных и глубоких размышлений поэта о судьбе своего народа, о роли пророка и вождя, о своей жизни и слово, посеянное в душах людей, стала поэма «моисей». народ мой, расстроен, разбит,как паралитик то на роздорожжу,человеческим презрением, будто струпом покрытый. это о нас, о нашем народе и украине предвещает большой пророк. он ставит перед нами болезненные правдивые вопрос: неужели тебе бы не суждено дело,что бы выявило сил твоих необъятность? такими же горькими и истинными были слова моисея, когда он обращается к еврейскому народу, что разуверился в своих силах. этот великий пророк угрожает и плачет, ненавидит и безмерно любит тех, кто выгоняет его вон. извечная трагедия неприятие и непонимание народом своего вождя. и сердце его рвется от карающего грома проклятий, жуткого сожалению, от огромного неизреченной любви к израилю. в израиль! если бы ты знал,чего в сердце том полно! если бы знал, как люблю я тебя! как люблю неописуемо! ты мой род, ты ребенок мой,ты вся честь моя и слава злой дух пустыни испытывает силы моисея, обвиняя его в том, что вывел народ из рабства, чтобы самому не быть рабом, а затем стать фараоном душ человеческих. но совесть пророка чистая, потому что он действительно слуга народный, «душа души его». но когда моисей на мгновение теряет веру в правильность своих поступков, наступает его смерть как вождя и божья кара: нога моисея так и не ступит не землей палестины, он только увидит издалека.но смерть его пробудит те большие силы, дремавшие в душе народа. потеряв пророка, люди испытывают страшное духовное сиротство. обещанный народу край - не «сокровища земли», а «сокровища духа», которые с «нелюдей ленивых» создадут «людей-героев». и теперь из массы народной, порожденный ее духом, появляется новый вождь иегошуа, который и поведет народ по этому пути.так творил франко мощный образ пророка. народ предстает в поэме, как масса, как образ с единственным лицом (за исключением авирона и дафана). смерть вождя становится по¬чатком движения вперед. и пусть светлым пророчеством великого каменяра заворачиваются наши размышления над поэмой «моисей»
ridyana504
21.12.2022
Вона так гарно, сяє так святою, чистою красою, i на лицi ярiє знак любовi, щиростi, спокою. / i. франко / iван франко ще до навчання у львiвському унiверситеті пише вiршi про кохання, бо поет закохався у дочку священика у лолинi, що у карпатах. дiвчинi своєï мрiï присвячував iнтимну лiрику. писав ïй у листi: "ви, напевно, здогадуєтесь, що ви єдина муза, котра надихала й надихає мене на перший, так i на другий томик". деякi вiршi автор знищив, а деякi дав до першоï його поетичноï збiрки " й розкази", що була надрукована 1876 року з присвятою "дiвицi надеждi". "дiвиця надежда" - це була ольга рошкевич, сестра його шкiльного товариша славка, у кого iван франко гостював удома. ольга була дiвчиною оригiнальноï вроди, глибокого розуму, веселоï вдачi, начитана, досконало знала французьку й нiмецьку мови, прекрасно грала на фортепiано. " несмiла, як лiлея бiла, з зiтхання й мрiй " так змальовує поет образ свого першого кохання у вiршi "тричi менi являлася любов". збірка „ і розкази" (1876), яка у 1914 р. була передрукована під назвою „із літ моєї молодости", закінчувалася поезією „коляда". у ній поет вперше звернувся до образу богородиці, котра буде постійно перебувати у його творах, а страждання божої матері перетворюються у символ безмірної туги, добра і краси. після розп'яття христа, свого єдиного сина, богородиця ходить по землі, шукає його, не знаходить і гірко плаче: пречиста діва весь світ сходила, весь світ сходила, сина гляділа.. мабуть тому радянські цензори й не дозволили передрукувати вірш „коляда" у 3-му томі „зібрання творів" і. франка.