Эту замечательную поэтическую строку великого русского поэта А.Пушкина весьма логично продолжить не менее замечательной сентенцией великого украинского писателя Н.Гоголя: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!»А знал ли ее сам Николай Васильевич – урожденный украинский шляхтич Яновский, вошедший в историю мировой литературы как великий русский писатель Гоголь? Над этим, скорее риторическим, вопросом наверняка задумывались многие литераторы двух минувших столетий, да и просто умеющие думать читатели его гениальных произведений. И ночь в гоголевской прозе – не просто поэтический образ, метафора. Ночь, как естественная противоположность дня, нередко воспринимается как теневая сторона жизни людей. И не только современников Николая Гоголя, но и нас, ныне живущих на украинской земле.Сдается мне, как сказал бы один из гоголевских персонажей, что именно эта сторона человеческого бытия больше всего интересовала писателя, в ней он искал и находил какие-то зерна истины, стремясь отделить их от плевел повседневности, обильно зараженных ложью, подлостью, предательством.Ведь что есть на самом деле поэма Гоголя «Мертвые души», по сути, венчающая всё его творчество? Это гротеск на современных ему хозяев Российской империи – групповой портрет помещичьего класса, представленного в виде живых мертвецов. Его сатирические образы выходят далеко за пределы разоблачения феодально-крепостнического общества 19-го века. Кто сейчас сумел бы так броско и беспощадно описать жизнь современного украинского села, как и прежде, закрепощённого мертвенной властью теперешних Плюшкиных и Маниловых?Но еще менее нынешние мастера слова дать подлинную характеристику денежногочеловека – Чичикова 21-го века, разъезжающего по стране с одной единственной целью: скупать всё и вся! Подлец ли Чичиков? – спрашивает читателя Гоголь. «Почему же подлец, зачем же быть так строгу к другим? Теперь у нас подлецов не бывает, есть люди благонамеренные, приятные… Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель». Вот, оказывается, в чём вина всего:приобретение!А разве в наши дни что-либо изменилось категорически? Нет и нет! Чем больше миллиардов «баксов» и «евриков» скапливается на закордонных счетах украинских олигархов, тем более нищает простой человек, нередко уже не имеющий не только хлеба насущного, но и возможности его заработать.Тема «мертвых душ» в поэме Гоголя возникает и как мертвая душа тех самых денег, отвергающая живую человеческую душу; для неё не существует ничего человеческого, для неё человек – лишь носитель чужого денежного мешка. И здесь, как и во многих других произведениях Гоголя, доминирующую роль играет противопоставление жизни и смерти, света и тьмы, дня и ночи…Так воспринимал Н.Гоголь окружающую действительность на склоне своей, столь непродолжительной жизни. А каково было его мировосприятие на заре писательской биографии, каким он сам был тогда? «Зри в корень», – сказано у Козьмы Пруткова. Корень же Николая Гоголя, как известно, украинский. Родился он 1 апреля (не с тех ли пор отмечается День смеха?) в Сорочинцах на Полтавщине в 1809 г., а учился в Нежинской гимназии на Черниговщине. И лишь в 19-летнем возрасте отправился он для поступления на службу в столицу империи Санкт-Петербург.В ту пору он еще далек был от писательского творчества, мечтая лишь о государственной деятельности в области юстиции. В одном из гимназических писем Николай признается в этом своему дяде, поясняя, почему он хотел бы отдать свои силы подвигам именно на этом поприще: «Неправосудие – величайшее в свете зло, более всего разрывало мне сердце». Государственная служба представлялась юному Гоголю благороднейшим трудом во имя счастья сограждан, а его идеалы, далёкие от официозных представлений, были согреты гуманизмом, патриотическим и гражданственным пафосом.С такими возвышенными мечтами появляется нежинский гимназист в суровой и серой северной столице. Все здесь холодно и равнодушно к нему, к его восторженным мечтаниям. Попав все же, после долгих хождений, попыток и унижений, на государственную службу, Гоголь испытывает жестокое разочарование. «Здесь всё подавлено, – пишет он матери, – всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах». Осуществить свои мечты, быть полезным соотечественникам оказалось невозможным!..Царский Петербург оказался иным, чем представлялось в провинциальном Нежине. И Гоголь обращается всеми своими помыслами к животворному источнику: к народу. Он глубоко затаил едкую горечь разочарования, в душе его откладывались столичные чиновничьи впечатления, чтобы впоследствии оформиться в классические Петербургские повести. Но и они не могли вырасти на пустом месте – плодородной почвой для них стали детские и юношеские впечатления народной жизни его родины, вылившиеся в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
Anatolevich_Kulikov1229
13.09.2022
Кожен в своєму житті повинен вибирати, це постає переж нами в різних ситуаціях. Ми вибираємо від самого простого, до найскладнішого. Не важливо що ми вибираємо, яку цукерку з"їсти чи куди далі піти навчатися, завжди потрібно подумати, обміркувати. Адже за нашим вибором тягнеться подальший результат. Твій вибір - твоє подальше життя, твоє майбутнє. Тому, потрібно завжди обдумувати своє рішення. Навіть в казках постає перед героями право найпростішого вибору : "На право підеш - багатим будеш, на ліво підеш - жонатим будеш, прямо - коня втратиш". Не потрібно шукати легких шляхів, пішовши незвіданою стежкою, ти не зустрінеш конкурентів. Вибір за тобою!
Yurevich1701
13.09.2022
Оповідь у творі ведеться від імені головного героя — хлопчика Михайлика. Це сам Михайло Панасович Стельмах у дитячі роки. Дитинство письменника припало на нелегкі 20-ті роки XX століття, коли відбувалося становлення нової держави, яке супроводжували холод, голод і злидні. Михайлик розповідає про своє життя й переживання, про своє ставлення до всього, що він бачить навколо, свідком й учасником чого доводиться бути йому самому. Образ Михайлика розкривається різними засобами: це і самохарактеристика, і розповідь інших про вчинки героя, про ставлення до нього батьків, дядька Себастьяна тощо. Михайлик дуже любить казки та легенди, які розповідають йому дідусь Дем’ян та бабуся. Мабуть, тому світ навколо іноді здається хлопцю чарівною казкою: зорі у високому небі, запах жита в полі та різних трав у лісі, перепілка в житі й дятел на старій груші. Хлопець шанує й оберігає природу, тонко відчуває її красу.З великою любов’ю та пошаною герой описує людей, які прищепили йому любов до праці, книги, добра й краси в житті: це батько та мати, бабуся з дідусем, дядько Себастьян. Ці неосвічені, бідні люди мали найголовніше — великі душі й добрі серця. Ми розуміємо, що саме родина сформувала з хлопця чесну, працьовиту, порядну людину, а нестатки навчили співчувати чужому горю (пригадаймо хоча б епізод, коли Михайлик допомагає голодній жінці з дитиною, віддаючи їм гарбузове насіння).Михайлик — допитлива дитина, любить навчатися, читати. Він перечитував усе, що тільки потрапляло під руку, навіть прочитав книжку з дивною назвою «Космографія». Згодом і сам вирішує стати письменником. Спочатку Михайлик багато перечитав книжок, особливо таких, де є стрілянина. А потім і сам захотів написати п’єсу.Але Михайлик — не якась там ідеальна дитина: він дуже жвавий, веселий, непосидючий, любить розважатися й бешкетувати з друзями, спілкуватися з подружкою Любою. «Прямо над нашою хатою пролітають лебеді» — так починається повість. Цим образом вона й завершується. Гуси-лебеді — своєрідний символ дитинства, який осяює все доросле життя людини: «Гуси-лебеді летять … над моїм дитинством, … над моїм життям!»