Наука и научное познание
Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого - добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Наука — общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоретической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного общения, поведения и деятельности его субъектов.
Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.
Достаточно часто под наукой понимается только совокупность особых знаний, которые сравниваются с другими теоретическими, но вненаучными знаниями, а также со знаниями обыденно-практического характера. При более строгом употреблении понятий такие знания не наука, а научные знания как элемент сознания субъектов и всей науки.
Термин «наука» употребляется в собирательном значении для отграничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретном объеме — применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке: точные науки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.
Наука как социальный институт имеет свою организацию и принципы функционирования, координационные и субординационные связи, формы контроля и отчетности взаимодействия с различными видами практики.
В культуре общества она характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера сегодня - один из и необходимый элемент содержания жизнедеятельности общества как культурной жизни, показатель развитости (цивилизованности) государства.
Наука — это сфера специальной исследовательской деятельности, направленной на изучение природы, общества и человека. Главная цель науки и ее предназначение - получить истинное знание, используя свои методы и формы обоснования и проверки.
Понятийный аппарат - главный инструментарий исследований в науке и логическая форма выражения полученного знания. Обоснованы различные признаки науки, отличающие ее от других областей духовной жизни и видов деятельности. Наука рациональна, так как ее познания и сами знания связаны преимущественно с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с открытием сущностных характеристик и закономерностей объекта познания.
Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Но научные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, а также ложные знания.
Наука отличается от философии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристики объектов философского познания и проверяемы. Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умозаключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духовной культуры.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Чи можуть роботи замінити людину, якщо так то в яких сферах? Визначте розряди займенників, які ви вживали при цьому
Подвиги бувають різні. Хтось рятує людину з пожежі або витягає потопаючого з води. Але буває й так, що все життя людини перетворюється на суцільній подвиг, якого, до речі, майже ніхто не помічає.
Гарним прикладом тому є життя сусідки моєї бабусі, тітки Зої. Коли вона була ще молодою і готувалася до іспитів до університету, у її родині сталося лихо: померла її сестра, у якої було шестеро дітей. Рідних у сестер було небагато, а батьків у них на той час вже не було в живих. Дальні родичі відмовилися взяти дітей, і Зоя залишилася єдиною людиною, яка оформила опіку над шістьма дітьми і стала їх ростити.
Це було дуже нелегко, бо дітки були всі малі, старшому тільки-но виповнилося вісім років. Зоя дуже багато працювала, щоб прогодувати та вивчити шістьох дітей. Ніхто з рідних їй не допомагав. Жили вони бідно, бували часи, коли у них майже нічого було їсти, і тільки город біля хати рятував їх від голоду. Але вона подолала всі труднощі і виростила всіх дітей добрими освіченими людьми.
Тепер вони вже дорослі; хоча тітка Зоя ніколи не приховувала, що вона дітям не рідна мати, вони всі завжди звали її мамою. І тепер матусею зовуть, і допомагають, і приїздять в гості з онуками, їх у неї вже семеро. І, дивлячись на цих людей, щасливих та задоволених життям, спадає на думку, що тітка Зоя вчинила справжній подвиг.
Вона поклала майже все своє життя, щоб виростити дітей. Вона так і не здобула вищої освіти, як хотіла, пожертвувала і особистим життям, і добробутом. Ось такий подвиг здійснила тітка Зоя, але сама вона так ніколи так не вважала. А скільки ще на світі таких людей! І це дуже добре, що вони є.