Внутренней, самой близкой отчизной, отчизной души пушкина, был лицей, царское село. о них он вспоминал часто. пушкина в царское село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии лицея. его дядя, василий львович пушкин, известный в свое время поэт, оказавший на юного пушкина некоторое влияние. по своим василий львович был убежденный карамзинист и враг всех «староверов» во главе с шишковым. из москвы в петербург он ехал не только для сопровождения племянника, но и для того, чтобы поскорее напечатать одно из своих полемических посланий шишкову. в петербурге юный пушкин поселился в доме дяди. здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в лицей. лицей был задуман александром i как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства. задуманному им учебному заведению александром i придавал столь важное значение, что собирался в начале поместить туда и великих князей. позднее он от этой мысли отказался, но своего интереса к лицею не потерял. программа обучения в лицее предусматривала изучение самых разнообразных наук. среди приглашенных преподавать лицеистам были также лучшие по тому времени учителя, как а.п. куницын, а.и. галич и другие. интересно, что в 1816 году в петербурге были объявлены курсы политических наук, которые пользовались большой популярностью в передовых кругах общества и которые помещали члены «союза спасения» пестель, муравьевы, ф. глинка, и. долгоруков. в числе тех, кто читал на этих курсах, были лицейские учителя куницын и галич. на празднование торжественного акта по случаю открытия лицея присутствовала царская семья. однако самым памятным для пушкина событием торжественного дня 19 октября 1811 года была вступительная речь куницына. в своем последнем стихотворении, посвященном дате 19 октября, «была пора….» ( 1836 году), пушкин скажет о речи куницына - скажет, потому что всегда о ней помнил: вы помните когда возник лицей, и царь для нас открыл чертог царицын, и мы пришли. и встретил нас куницын мех царственных гостей… в своей речи куницын призывал – и этого пушкин тоже не забыл, потом это отзовется, в частности, в его оде “вольность” – привыше всего чтить законы и соблюдать их: “приуготовляясь быть хранителями законов, научитесь прежде сами почитать оное; ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». свою речь куницын закончил словами, обращенными к лицеистам: «вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? нет! да не возвратит мысль сея вашего воображения! любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями». большие надежды, которые на него возлагались, лицей безусловно оправдал. но не так и не в этом смысле, в каком думал император александр i. в россии, лицей вошел как одно из самых замечательных явлений культуры. но не потому, конечно, что он готовил «просвященных слуг государства», а потому, что он был колыбелью пушкина,а значит, и всей поэзии, потому, что из его стен вышли великие патриоты и мученики свободы, как кухельбекер, пущин. для пушкина лицей был не только источником дорогих воспоминаний, но и многого существенно важного и решающего в его последующем духовном развитии. в лицее были хорошие преподаватели, там читались ученикам основы наук, но еще более, чем преподаватели и излагаемые ими научные сведения, служил образованию их тесный дружеский круг. его значение для пушкина было неизмеримо велико. пушкин недаром после окончания лицея отмечал каждую лицейскую годовщину посвященной этой дате стихами. и это были стихи о дружбе. лицей, лицейское содружество были тем самым, что заменяло ему в юности столь необходимое для человеческой души ощущения дома. лицей, лицейское содружество, воспоминания о лицее были тем положительным основанием, на котором, при всех ошибках и неудачах, нетолько в радостях, но и в невзгодах, всегда строилась внутренняя судьба личности пушкина. это то, на что пушкин оглядывался при всех поворотах своей жизни, с чем соизмерял все с ним происходящее.