Значение биологии для сельского и промыслового хозяйства, медицины.
Человек как гетеротрофный организм не непосредственно усваивать солнечную энергию, поступающую на Землю. Необходимые для питания белки, жиры, углеводы, витамины человек получает в основном от культурных растений и прирученных животных, используя в одних случаях длинные, в других короткие "цепи" от автотрофов (главным образом зелёных растений) до гетеротрофов (животных). Знание законов генетики и селекции, а также физиологических особенностей культурных видов позволяет совершенствовать агротехнику и зоотехнию, выводить более продуктивные сорта растений и породы животных. Уровень знаний в области биогеографии и экологии определяет возможность и эффективность борьбы с вредителями посевов, с паразитами сельскохозяйственных животных. Биохимические исследования позволяют полнее использовать получаемые органические вещества растительного и животного происхождения. Разработка новых методов селекции, теории гетерозиса (обеспечивающего повышение продуктивности сельскохозяйственных животных и растений), получение организмов с заранее заданными свойствами, совершенствование методов биологической борьбы с вредителями, перевод лесного хозяйства, звероводства, промыслов (охоты, рыболовства и т.д.) на плановые, научно обоснованные рельсы (что связано с решением ряда проблем, например динамики численности, оптимального размера, места и времени промыслового изъятия части популяции и т.д.) — эти и многие другие задачи могут быть решены только при активном сотрудничестве биологов с работниками сельского хозяйства, лесного дела, охотоведами, звероводами и др.
Другой важнейший практический аспект биологии — использование её достижений в медицине. Успехи и открытия биологов определили современный уровень медицинской науки. Дальнейшее развитие медицины основана на развитии биологии. Представления о макро- и микроскопическом строении человеческого тела, о функциях его органов и клеток опираются главным образом на биологические исследования. Гистологию и физиологию человека, которые служат фундаментом медицинских дисциплин — патофизиологии и др., изучают как медики, так и биологи. Учение о причинах и распространении инфекционных болезней и принципах борьбы с ними основано на микробиологических и вирусологических исследованиях. Уже выделено, вероятно, большинство болезнетворных бактерий, изучены пути их переноса и попадания в человеческий организм, разработаны методы борьбы с ними путём асептики, антисептики и химиотерапии. Выделены и исследованы многие патогенные вирусы, изучаются механизмы их размножения, разрабатываются средства борьбы со многими из них.
Представления о механизмах иммунитета, лежащего в основе сопротивляемости организма инфекциям, также опираются на биологические исследования. Изучена химическая структура антител, исследуются механизмы их синтеза. Особое значение для медицины приобретает исследование тканевой несовместимости — главного препятствия для пересадки органов и тканей. Для подавления иммунной системы организма пользуются рентгеновским облучением и химическими препаратами. Преодоление тканевой несовместимости, не связанное с такими опасными для жизни воздействиями, станет возможным с раскрытием механизмов иммунитета, что осуществимо лишь при широком биологическом подходе к проблеме. Подлинная революция в лечении инфекционных заболеваний, служивших в основной причиной смертности, связана с открытием антибиотиков. Использование в медицине веществ, выделяемых микроорганизмами для борьбы друг с другом, — крупнейшая заслуга биологов 20 в. Массовое производство дешёвых антибиотиков стало возможным лишь после выведения высокопродуктивных штаммов продуцентов антибиотиков, достигнутого методами современной генетики. С увеличением средней продолжительности жизни людей, обусловленным в значительной мере успехами медицины, возрос удельный вес заболеваний старшего возраста — сердечно-сосудистых, злокачественных новообразований, а также наследственно обусловленных болезней. Это поставило перед современной медициной новые проблемы, в решении которых важная роль принадлежит биологам. Так, многие болезни сосудов объясняются ещё не вполне изученными биохимией и физиологией нарушениями жирового и холестеринового обмена. Над проблемой рака единым фронтом работают цитологи, эмбриологи, генетики, биохимики, иммунологи, вирусологи. Уже есть ряд успехов в этой области (хирургия, радио- и химиотерапия). Однако радикальное решение проблем злокачественного роста, а также регенерации тканей и органов тесно связано с изучением общих закономерностей клеточной дифференцировки.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Быстрее Положение теории Дарвина: а) все изменения фенотипа наследуются; б) виды неизменны; в) выживают наиболее при к среде особи; г) виды изменяются из-за внутреннего стремления к прогрессу. 2.Палеонтологические доказательства эволюции: а) жаберные щели эмбрионов; б) ископаемые остатки; в) набор хромосом; г) схожее строение передних конечностей. 3.К эмбриологическим доказательствам эволюции относится: а) окаменелости животных и растений; б) аппендикс у человека; в) крылья птицы и крылья бабочек; г) закладка хорды у всех позвоночных. 4.Выбрать пару гомологичных органов: а) передние конечности крота и медведки; б) ласты тюленя и рука человека; в) клубень картофеля и корнеплод моркови; г) скелет рыбы и скелет коралла. 5.Основная причина борьбы за существование: а) воздействие человека; б) нехватка ресурсов; в) техногенные катастрофы; г) многообразие видов. 6.Установите соответствие между примером и видом морфологических доказательств эволюции: а) копыта оленя и лошади; 1) аналогичные органы; б) ласты дельфина и тюленя; 2) гомологичные органы. в) глаза кальмара и кита; г) крылья жука и летучей мыши; д) роговые щитки крокодила и перо птицы. 7. Установите соответствие между научными взглядами и учёными. НАУЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ УЧЁНЫЕ А) выделил движущую силу эволюции – стремление каждого организма к самосовершенствованию Б) создал первую эволюционную теорию 1) Дарвин В) сформулировал теорию естественного отбора 2) Ламарк Г) выделил наследственную изменчивость, как фактор эволюции Д) утверждал, что все полезные приобретённые признаки наследуются Е) отрицал существование видов в природе 8. Установите соответствие между примером и группой доказательств эволюции животных. ПРИМЕР ГРУППА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ А) окаменелости моллюсков 1) палеонтологические Б) скелетные останки мамонта 2) эмбриологические В) жаберные щели у хордовых Г) личинка насекомого в янтаре Д) нервная трубка у рыб Е) хорда у позвоночных 9. К рудиментам относят 1) ушные мышцы человека; 2) пояс задних конечностей кита; 3) слаборазвитый волосяной покров на теле человека; 4) жабры у эмбрионов наземных позвоночных; 5) многососковость у человека; 6) удлиненные клыки у хищников. 10 .Установите соответствие между примером доказательств эволюции и их видом. ПРИМЕРЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ А) усы таракана и рыбы сома 1) гомологичные Б) чешуя ящерицы и перо птицы 2) аналогичные В) глаза осьминога и собаки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обезьяны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обезьяны
2. Без биологического и экологического мышления существование цивилизации невозможно.
3. Биология медицине: изучение и разработка борьбы с паразитарными, бактериологическими, вирусными заболеваниями, обучение специалистов.
4. Биология - фундамент многим наукам, в том числе - медицины, социологии и экологии.
5. Биотехнология - поставщик сырья, лекарств, и других важных ресурсов.
6. Сферы жизни человека, где необходимы биологические знания: криминалистика, геронтология, дрессура животных, сельское хозяйство, промышленность, фармацевтия, строительство, космос и др.