время абая – сложное и неспокойное. вековые патриархально-феодальные устои в степи стали расшатываться под натиском начавших проникать в аулы товарно-денежных отношений, усиливается феодальный и колониальный гнет; ханств и установление волостного правления усиливали борьбу за власть, вражду, принцип «разделяй и вла-ствуй» был в разгаре. и все же местн ая и колониальная власти не смогли остановить развитие казахской прогрессивной общественной мысли и ху-дожественной . это время ознаменовалось становлением и дальнейшим развитием национальной реалистической , осно-воположником которой явился абай кунанбаев.две замечательные женщины – бабушка зере и мать улжан - воспи-тывали ибрагима. он рос пытливым, внимательным, впечатлительным, за что мать дала ему другое имя – абай (что значит внимательный, проница-тельный).
начальное образование абай получил в родном ауле, затем девяти-летним был отдан в медресе – мусульманскую духовную школу в г. семи-палатинске. религиозное схоластическое обучение не могло удовлетворить его, и он самовольно переходит в семипалатинскую приходскую школу. подобный поступок был своеобразным проявлением поисков само-стоятельного пути и начавшего формироваться личного достоинства юно-го абая. к сожалению, сведений об этой школе и поре ученичества в ней абая не осталось.ясный ум, гуманность, справедливость и любовь к народу — все эти замечатель-ные качества абая сделали его необычайно популярным человеком. к не-му обращались за , за советами люди, притесненные феодалами, чиновниками, люди, не находившие нигде справедливости, к нему шла мыслящая, восприимчивая молодежь, чтобы получить от него знания и по-учиться поэтическому мастерству.
такая популярность абая не нравилась противникам нового, чиновникам-колонизаторам, муллам, ненавидящим абая за его демократи-ческие убеждения и просветительскую деятельность. на него сочиняли до-носы, называли «смутьяном среди народа», «неугомонным нарушителем обычаев, прав и установлений отцов и дедов». дело кончилось тем, что, учинив обыск в ауле абая, полиция запретила ему встречаться с политическими ссыльными, над ним был установлен тайный надзор.
все это причиняло абаю душевную боль. к тому же на каждом шагу он сталкивался с отвратительными пороками действительности, социаль-ным и нравственным угнетением.
абая преследовали и личные несчастья. в 1896 году умер его та-лантливый, образованный сын абдрахман, который учился в петербурге и на которого абай возлагал большие надежды. смерть сына значительно подорвала здоровье поэта.
затем на него обрушился еще один удар судьбы — смерть другого сына, талантливого поэта — магауи. этого абай пережить не смог. через 40 дней после смерти сына скончался и великий поэт.
отношение к окружающей действительности и внутренний мир по-эта с наибольшей полнотой и непосредственностью выразились в его ли-рике. поэзия абая богата по содержанию: это стихотворения на социаль-но-политические темы, стихи сатирические, философские раздумья, пей-зажная лирика, стихи о любви, дружбе, поэзии, науке. лирика абая знако-мит нас с его раздумьями о смысле жизни, о счастье человека, с его нрав-ственным идеалом.
поэзия абая — это громадный шаг казахской к реали-стическому изображению жизни. в поэзии абая нашли отражение разно-образные картины народной жизни, бескрайние просторы степей, жизнь и быт казахского аула, летние кочевья, подготовка к зиме, соколиная охота. здесь и внутренний мир людей разных поколений, разные характеры. абай любил свой народ, ему было дорого все, чем он жил, к чему стремился.
в пору своего творческого расцвета абай создает ряд лирических произведений огромной социальной и художественной значимости, свиде-тельствующих об углублении и развитии реализма в его творчестве. в них казахская степь предстает перед читателями в своем величии и в самом ее разнообразном виде, в светлых и мрачных тонах. примерами могут слу-жить стихи о временах года: «весна», «лето», «осень», «ноябрь - пред-дверие », «зима», которые являются непревзойденными образцами не только пейзажной лирики, но и страстной гражданской, подлинно реа-листической поэзии.
цикл стихов абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. впервые в казахской степь предстала во всем ее разнообразии, впервые картины природы стали отражением сложной, полной глубоких социальных проти-воречий жизни казахского народа.
подробнее - на -
ответ:
на протяжении веков число городов в древней руси, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло[1]. в ix—x веках упоминаются 25 городов, в xi веке — еще 64, в xii веке — еще 135 и в xiii веке к ним добавляются еще 47 городов. всего ко времени нашествия батыя киевская русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество[1]. помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. всего их насчитывалось более тысячи. соотношение городов и таких поселений в различных областях составляло от 1: 3 до 1: 7. при этом, эти укрепления в летописях не считались . вероятно, летописцы относили их к погостам или .
по мнению даркевича, в домонгольской руси можно выделить три периода градообразования: середина x — первая половина xi века; вторая половина xi — середина xii века; вторая половина xii — до 1237—1240 годов[2]. в первый период идёт массовое строительство городов по днепру и волхову. на второй период приходится начало феодальной раздробленности на руси — в это время возрастает роль малых и периферийных городов. третий период характеризуется максимальным развитием города и его культуры[3].
крупные города имели сложные оборонительные системы. отдельно защищался детинец — центр города. укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться не только население города, но и его окрестностей[4][5]. каждый такой город был и княжеской резиденцией со своим княжеским двором (до 2000 м2). в то же время, в ряде городов, таких как новгород, киев, рязань и смоленск, существовали и дворы обычных горожан (до 600 м2)[6]. наличие дворов в значительной степени сказалось на городской планировке. как правило, одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. еще одной характерной чертой города xi—xiii веков было обязательное наличие церкви или храма. в городах насчитывалось от двух-трёх, до нескольких десятков церквей. монастыри могли располагаться и вне города[4].
академик б. а. рыбаков выделял следующие функции города в государстве: военная, , административная, идеологическая и культурная. по его мнению, с социальной точки зрения город был местом концентрации феодальной знати[7]. схожие функции выделял в. п. даркевич[8].
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Вычислите температуру кипения раствора, содержащего 0, 5 моль растворенного вещества в 100 г ацетона (Е ацетона=1, 5Температура
Δt кип. = Е ∙ Cm = Е ∙ n (раств. в-ва) / m(р-ля) = 1,5 ∙ 0,5 / 0,1 = 7,5°
Температура кипения раствора: tкип= tо + Δt кип. = 56 + 7,5 = 63,5 °C