Человек заселил территорию современной Якутии в глубокой древности. Археологами установлено, что древний человек заселил Якутию уже в раннем палеолите[источник не указан 613 дней]. Артефакты аллалаевской культуры среднего палеолита на северной стороне острова Столбовой имеют ориентировочный возраст 250—200 тысяч лет назад[1].
Фрагмент лопатки мамонта со стоянки Мунгхарыма I на реке Мунгхарыма (приток Вилюя) датируется радиоуглеродным методом (СОАН-6361) возрастом >41310 лет назад. Кварцитовые изделия древнего и среднего палеолита и кремнёвые и халцедоновые изделия позднего палеолита со стоянки Мунгхарыма II могли быть смешаны за счёт склоновых процессов и переотложены в отложениях стоянки Мунгхарыма I[2]. По материалам стоянки выделена среднепалеолитическая протодюктайская кызылсырская культура[3]. К наиболее известным и хорошо изученным стоянкам в Якутии относится стоянка Диринг-Юрях дирингской культуры (находки якутских археологов под руководством Ю. А. Мочанова), которая расположена в среднем течении реки Лены.
К стоянкам раннего этапа верхнего палеолита относятся Эжанцы, Ихине 2, Усть-Миль[4] и стоянка Бунге-Толля/1885 (45 тыс. л. н.)[5] на Яне[6], местонахождение Буор-Хая/Орто-Стан (27 тыс. л. н.) на полуострове Буор-Хая[7]. На стоянке Бунге-Толля/1885 (BT-1885, Yunigen Creek в долине Яны[8]) обнаружили плечевую кость плейстоценового волка с прижизненным повреждением от какого-то орудия, возможно копья. Животное продолжало жить после травмы. Радиоуглеродный возраст находки — 47 тыс. лет назад[9][10].
Позднепалеолитическая Янская стоянка (Yana RHS) датируется возрастом ~31,6 тыс. л. н. Оба человеческих образца (Ancient North Siberians, ANS) с Янской стоянки принадлежат к Y-хромосомной гаплогруппе P1 (предковой для Y-хромосомных гаплогрупп Q и R) и митохондриальной гаплогруппе U2[11].
20 тыс. лет назад, когда Котельный был не островом, а соединялся с материком, люди разделали мамонта Павлова[12].
На озере Никита в 40 км от участка Урез-22 (MKR/U22, 71° 42' северной широты) в долине реки Максунуоха к югу от полуострова Широкостан на участке NKL (~13,800-13,600 лет назад) в ребре мамонта был обнаружен фрагмент каменного инструмента[13][14]. Возраст Урез-22 можно оценить по временному интервалу от 14 900 до 13 900 лет назад[15].
Опорный разрез верхнеплейстоценовых отложений Колымской низменности Дуванный яр находится в крутой излучине на правом берегу Колымы в 35—43 км ниже устья Омолона. У образца Колыма-1 со стоянки Дуванный яр (9769 лет до настоящего времени) определена Y-хромосомная гаплогруппа Q1a1a-F745>M120 и митохондриальная гаплогруппа G1b[11]. Генофонд популяции палеосибирцев из Дуванного Яра складывался из двух компонентов — восточно-азиатского и древнего северосибирского (Ancient North Siberians, ANS), близкого к тому, который был обнаружен у представителей Янской стоянки и стоянки Мальта в Прибайкалье. Смешение восточно-азиатской и древней северосибирской (Ancient North Siberians, ANS) популяций привело к возникновению палеосибирской популяции и предков коренных американцев, впоследствии заселивших Америку[16][17].
10 000 лет назад пришла другая группа людей, вытеснив палеосибирскую. Эта группа намного больше похожа на сегодняшних китайцев, японцев и корейцев[18].
На острове Жохова люди жили 9 тыс. лет назад[19]. У обитателей Жоховской стоянки определена митохондриальная гаплогруппа K и, предположительно, определены митохондриальные гаплогруппы W и V[20][21]. Они разводили собак[22][19][23] и привозили обсидиан с берегов озера Красное на Чукотке[24].
Начиная с середины I тысячелетия н. э. на территории Якутии появились предки эвенов и эвенков. Продвижению древних тунгусоязычных охотников и оленеводов из Забайкалья и Приамурья на север дали толчок появившиеся в Восточной Сибири племена тюркоязычных скотоводов. К XIII веку тунгусские племена расселились на Средней Лене, Вилюе, Олёкме. Приход предков якутов в Ленский край заставил их отойти к западу и востоку от Лены. Часть тунгусских родов, оттесненная к Охотскому морю, расселилась по бассейну Колымы, Индигирки и Яны. Смешавшись с юкагирами и коряками, они образовали новый народ — эвенов.
Реме́сленник, реме́сленница — лицо (мастер или подмастерье), обладающее определёнными навыками (ремеслом), производящее на продажу и на заказ изделия ручной работы — конечные продукты труда, созданные кустарным с применением собственных средств производства, в том числе относящихся к изделиям народных промыслов.В средние века ремесленники составляли основу городского населения, большинство из них являлись членами цехов (см. Ремесленники (сословие)). В переносном смысле, ремесленник (в отличие от художника, творца) — тот, кто работает без творческой инициативы, вдохновения, шаблонно. Подобное противопоставление является современным, поскольку в древности ремесло и искусство не противопоставлялись друг другу.
Объяснение:
Сосуд набивали горячим и влажным песком.
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Верны ли следующие утверждения? А) Трехчленная модель социального представления позволяет осуществить сравнительный
тест прошел проверку,
пользуемся)