Лыжи как средство, увеличивающее площадь опоры и облегчающее передвижение по глубокому снегу, появились в глубокой
древности. Упоминания о появлении лыж на территории нашей страны получены советскими археологами при раскопках стоянок человека эпохи неолита (новокаменный век) на берегу Белого моря. На стенах пещер и на скалах были обнаружены изображения фигур животных и людей. Эти рисунки относят к концу III– началу II тысячелетия
до нашей эры. Они свидетельствуют о том, что в то время племена,
населявшие северную территорию нашей страны, использовали лыжи. На скальных рисунках лыжи сравнительно узкие и длинные, с загнутыми носками. На рис. 1 изображены фигуры лыжников с одной
палкой – это диктовалось условиями охоты, а длина и форма палки,
сохранившаяся у народов Севера и до нашего времени, указывает на
универсальность ее применения: один конец был заострен, а другой
утолщен. Такая палка могла служить и для передвижения на лыжах, и
для защиты, и для устройства ночлега и т. д.
Наскальные изображения, обнаруженные на территории Швеции и Норвегии, археологи относят к концу неолита и началу нашей
эры, то есть около 2–3 тысяч лет тому назад. Передвижение на лыжах разной длины было тогда довольно широко развито – на длинной
лыже скользили, короткой – отталкивались
Объяснение:
вот так
Поделитесь своими знаниями, ответьте на вопрос:
Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.
Особенно Ордин-Нащокин отличился как дипломат во время русско-шведской войны 1656-1658 годов. После взятия русскими войсками Куконойса Ордин-Нащокин был назначен туда на воеводство и сделался фактическим управителем Ливонии. Ордин-Нащокин был сторонником антишведской внешнеполитической программы, считая для Русского государства необходимым утверждение на берегах Балтийского моря и приобретение морских гаваней. Время пребывания Ордин-Нащокина в Ливонии являлось удобным моментом для осуществления этой цели, т. к. против Швеции образовалась коалиция из Речи Посполитой, Германской империи, Дании и Бранденбурга. Понимая невозможность одновременной войны с Швецией за Ливонию и с Польшей за Украину, Ордин-Нащокин высказывался за мирные отношения с Польшей и готов был даже пожертвовать Украиной. Стремясь укрепить русские позиции против Швеции, Ордин-Нащокин добился официального перехода Курляндии под патронат России. В целях противодействия шведскому флоту Ордин-Нащокин принял меры к строительству русского флота на Западной Двине. Однако планы Ордин-Нащокина не получили поддержки в Москве. Во внешней политике Русского государства победила линия сторонников войны с Польшей, поддержанная царём Алексеем Михайловичем. Было решено начать переговоры о мире с Швецией, ведение которых было поручено Ордин-Нащокину. В результате переговоров в декабре 1658 года в Валиесаре было заключено перемирие на 3 года, согласно которому Россия сохраняла свои завоевания в Ливонии. Кардисский мирный договор 1661 года вернул Швеции её владения в Ливонии, закреплённые за Россией по Валиесарскому перемирию. Таким образом, дипломатические планы Ордин-Нащокина были разрушены. Но, несмотря на это, он и в дальнейшем упорно добивался перед царём претворения в жизнь своей программы, предлагая помириться с Польшей и доказывая, что обладание Ливонией выгоднее присоединения Украины. В январе 1657 года Ордин-Нащокин заключил Андрусовский договор с Польшей, знаменовавший большой дипломатический успех Русского государства. По возвращении из Андрусова Ордин-Нащокин был пожалован в бояре, а затем назначен начальником Посольского приказа с титулом "царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель". Качество дипломатической службы, с точки зрения Ордин-Нащокина, определялось не количеством посольских работников, а их талантами и чувством ответственности за своё дело. Для того чтобы держать Посольский приказ в курсе зарубежных событий, переводчики Посольского приказа составляли на основе иностранных газет и ведомостей, поступавших из-за границы, так называемые "куранты", т. е. рукописные сводки иностранных известий.
В качестве главы Посольского приказа и руководителя внешней политики Русского государства Ордин-Нащокин принимал меры к обеспечению торговых интересов России в сношениях со странами Запада и Востока. Новоторговый устав 1667 года, тоже связанный с именем Ордин-Нащокина, основанный на меркантилистических принципах, регламентировал торговлю иностранцев в целях устранения конкуренции на русском рынке. При Ордин-Нащокине был снаряжён с дипломатическими и торговыми целями ряд посольств на Запад: в Испанию, Францию, Венецию, Голландию, Англию, Пруссию, Швецию. В мае 1667 года Ордин-Нащокин заключил торговый договор с армянской "Персидской компанией", ведшей торговлю шёлком. Заботился он и об укреплении торговых связей с Бухарой и Хивой, снарядил посольство в Индию.
Недовольство в правительственных кругах действиями Ордин-Нащокина скоро привело к его устранению сначала с поста руководителя Малороссийского, а затем и Посольского приказа. Тем не менее, в 1679 году он участвовал ещё с успехом в переговорах о продлении Андрусовского перемирия.
Ордин-Нащокин был человеком незаурядного ума и яркого таланта, политиком с хорошей теоретической подготовкой и большим практическим опытом. Его наиболее характерной чертой было стремление к самостоятельности в проведении внешнеполитической программы: «нельзя во всём дожидаться государева указа». Как дипломат он отличался большим искусством в ведении переговоров и вместе с тем большой принципиальностью.